10 апреля, Минск /Владимир Васильков - БЕЛТА/. В это воскресенье, 12 апреля,православные всего мира будут праздновать Вход Господа в Иерусалим. Этот праздник в нашей стране традиционно называется Вербным воскресеньем. Как сообщил корреспонденту БЕЛТА пресс-секретарь Патриаршего Экзархата Андрей Петрашкевич, в субботу вечером и в воскресенье утром во всех православных храмах Беларуси пройдут службы с освящением ваий - вербных ветвей, которые стали характерным атрибутом праздника.
Церковное торжество в этот день напоминает о том, как за неделю до еврейской Пасхи Иисус Христос совершил въезд в священный город, чтобы показать, что Он есть истинный Царь - Христос - и что на смерть он идет не по принуждению, а добровольно. Во время въезда Господа в Иерусалим множество народа вышло к нему навстречу. Многие снимали с себя верхние одежды и постилали их ему по дороге, другие срезали пальмовые ветви, несли их в руках и бросали по дороге. Ведь по традиции с зелеными ветвями встречали царей, возвращавшихся с торжеством после победы над врагами. Поэтому весь народ радостно восклицал: "Осанна (спасение)! Благословен грядущий во имя Господне (то есть достоин хвалы, от Бога посланный)!".
В праздник Вербного воскресенья за всенощным бдением молящимся раздаются освященные ветви вербы или других растений - прообраз пальмовых ветвей, которыми махали, приветствуя Христа, люди Иерусалима. По белорусским народным преданиям, этими ветвями надо "адлупцаваць" друг друга - считается, что это помогает укреплению здоровья.
Как отмечал видный православный богослов Митрополит Антоний Сурожский, "праздник Входа Господня в Иерусалим - это один из самых трагических праздников церковного года. Казалось бы - все в нем торжество: Христос вступает во Святой Град, встречают его ликующие толпы народа, готовые из него сделать своего политического вождя, ожидающие от Него победы над врагом. Разве здесь есть что-то трагическое? Увы, есть! Потому что все это торжество, все это ликование, все эти надежды построены на недоразумении, на непонимании, и та же самая толпа, которая сегодня кричит "Осанна Сыну Давидову!", то есть "Красуйся, Сын Давидов, Царь Израилев", в несколько дней повернется к нему враждебным, ненавидящим лицом и будет требовать его распятия".
Древний народ Израиля ожидал от Иисуса, что он возьмет в свои руки земную власть, станет освободителем евреев от врагов и царем всемирного еврейского царства. Но Христос пришел, чтобы открыть людям Царство Небесное, а потому разочаровал толпу. И лишь те немногие, которые услышали голос Спасителя, выбрали любовь и страдания, получив победную, торжествующую, вечную жизнь, объясняют христианские богословы.