Западные наблюдатели отмечают, что произошедшее стало неожиданностью для всех: к подобным методам борьбы прибегают обычно радикальные исламисты, но для их появления в Беларуси нет никаких предпосылок. Многие политики считают, что за взрывом также не стоит белорусская оппозиция.
Беларусь - моноэтническая республика, никаких интересов ее взрывать нет ни у исламистских организаций, ни у националистов. Сюда невозможно приплести "афганцев" и людей, прошедших Чечню, - говорит обозреватель издательского дома "Коммерсантъ" Павел Шеремет.
Из "той же оперы», - говорит он, - и конспирология некоторых источников про "месть грузин за отмену безвизового режима". А.Лукашенко эту версию не озвучивал, чувствуя, вероятно, что и абсурду бывает предел.
Западная пресса сходится во мнении, что причины теракта были политическими, а не религиозными или этническими, как происходит в России и странах НАТО, которые замешаны в конфликты с исламскими сепаратистами.
Однако в Беларуси нет предпосылок для появления таких сообществ. А.Лукашенко первым делом заявил, что "этот "подарок" могли завезти извне". И ответственность за взрыв никто на себя не взял.
Как пишет итальянская La Repubblica, есть предположения, что теракт стал провокацией секретных служб. Примечательно в этом контексте и то, что взрыв прогремел на станции "Октябрьская" в центре Минска, вблизи от крупных правительственных зданий и официальной резиденции Лукашенко, пишут NEWSru.
В то же время удивительно, как "могущественные спецслужбы", которые после декабрьских демонстраций находились в состоянии повышенной готовности и искали внутренних врагов режима, могли пропустить организаторов теракта.
Как отмечает The New York Times, Лукашенко позиционирует себя как гарант безопасности и стабильности в стране, но в последнее время он столкнулся с политической смутой: 19 декабря прошли массовые акции протеста против его переизбрания на должности президента.
Обозреватель издательского дома "Коммерсант" Павел Шеремет считает, что Беларусь - моноэтническая республика, никаких интересов ее взрывать нет ни у исламистских организаций, ни у националистов. Он считает также, что сюда невозможно приплести "афганцев" и людей, прошедших Чечню.
Он и многие другие эксперты уверены, что за взрывом не стоит оппозиция. Остается только гадать, является ли произошедшее отражением конфликта внутри самих белорусских спецслужб или же в минском метро действовал неконтролируемый "отморозок", не имевший никакой конкретной цели, кроме самовыражения.
Однако оппозиция опасается, что власти используют теракт как повод атаки на несогласных. Белорусский оппозиционер, лидер Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько, арестованный после декабрьских протестов и недавно вышедший на свободу, напомнил, что после предыдущих взрывов спецслужбы подвергали аресту оппозиционеров, несмотря на то, что доказательств их причастности не было.
Оппозиционная партия Белорусский народный фронт даже распространила заявление, в котором призывает власти не использовать взрыв в метро для давления на оппозицию.
"Партия БНФ призывает правоохранительные органы Беларуси воздержаться от использования этого инцидента в качестве повода для нового витка политических репрессий, как это было во время расследования взрыва 3 июля 2008 года", - отмечается в заявлении.