Индивидуальные предприниматели становятся в очереди к пунктам обмена валют - им нужно рассчитываться за привозимый из-за рубежа товар. Эксперты видят выход для бизнеса в смене сферы деятельности с торговли на производство или оказание услуг, где зависимость от импорта будет минимальной.
"Я пока приостановил свою деятельность. Боюсь повышать цену на товары, поэтому распродаю остатки, которые я успел завезти еще до того, как ограничили валютный рынок", - рассказал BEL.BIZ индивидуальный предприниматель Николай Ромашин.
По его словам, многие предприниматели сегодня пытаются купить в обменных пунктах ту валюту, которую приносит сдавать население. Но ее очень мало. Если месячный оборот предпринимателя составляет $5 000, то, по мнению Николая, даже при ежедневном стоянии около обменников он вряд ли получит необходимую сумму, чтобы расплатиться с поставщиками. А вариант покупки валюты у граждан, спекулирующих на возникшей ситуации, предприниматель не рассматривает – они не могут предложить достаточно привлекательных условий.
Индивидуальный предприниматель и заместитель председателя Белорусского союза предпринимателей Екатерина Чижик отмечает, что сейчас предприниматели опасаются покупать необходимые им доллары, евро или российские рубли у валютчиков. Сегодня сложно отличить представителей контролирующих органов от людей, спекулирующих валютой. И если не повезет, можно попасть на довольно серьезные штрафы.
"Серыми" схемами пользуется, наверное, более крупный бизнес, а не ИП. Я лично не пользуюсь", — отметила Е.Чижик.
Впрочем, предпринимательницу спасает работа с белорусской группой товаров, которые она экспортирует в Россию. Напомним, что для ИП, занимающихся вывозом товаров белорусского производства за рубеж, предусмотрен ряд льготных условий. В частности, такие предприниматели вместо налогов платят только единый торговый сбор в размере 1 базовой величины в месяц. Получается, экспорт покрывает валютные затраты на импорт.
Е.Чижик признается, что в последнее время начал ощущаться дефицит не столько иностранной валюты, сколько белорусских рублей. Из-за неразберихи на валютном рынке население значительно сократило спрос на одежду и обувь, которым и торгуют ИП. И у многих предпринимателей не хватает средств на уплату аренды, налогов, закупку белорусских товаров, которые можно было бы вывозить за рубеж.
"Работа на два фронта (экспорт и импорт товаров) не под силу многим предпринимателям, – говорит Екатерина. – Ведь большинство из них начали свою деятельность еще в 1990-х, и сегодня им уже по 50 лет. Они не хотят двигаться, ездить в Москву, стоять там и продавать свой товар, зная, что в Минске у них есть стабильная точка. В этой ситуации им помог бы возврат индивидуальным предпринимателям права привлечения наемных работников, на которых можно было бы оставить бизнес в Беларуси или России".
С Екатериной Чижик согласен юрист Сергей Балыкин. По его словам, торговать белорусским товаром на экспорт для ИП сейчас крайне невыгодно. Гораздо проще, как это было в 90-х годах прошлого века, уйти в серые схемы, покупать валюту у проверенных людей, обмениваться ей между собой, торговать за валюту привезенным из-за рубежа товаром. Если экономика Беларуси не будет идти на поправку, то, не исключает Сергей, многие товарные позиции в стране могут официально исчезнуть, и их можно будет найти только у предпринимателей, которые завезли их далеко не с помощью белых схем.
"Чем больше государство будет закручивать гайки, тем активнее будет развиваться черный рынок, — считает Сергей Балыкин. — Его можно ликвидировать одним способом — забрать у населения деньги. Но если это сделать, то люди не смогут покупать".
Председатель РОО «Перспектива» Анатолий Шумченко также считает, что постепенное ухудшение условий работы предпринимателей в Беларуси может со временем привести к появлению серых схем. Ведь малый бизнес выживал в любой кризис, он обеспечивал население продукцией и рабочими местами с помощью всех доступных средств. Для того, чтобы серые схемы не распространились в среде малого бизнеса, Анатолий Шумченко предлагает руководству страны в самое ближайшее время провести девальвацию белорусского рубля.
"Пусть курс доллара будет Br 3 500, пусть Br 4 000. Зато предприниматели получат доступ к валюте и продолжат легально работать", — отмечает лидер бизнес-союза.
Кроме того, сегодня предприниматели выражают заинтересованность в продаже белорусских товаров. И если вопрос их экспорта увязан с проблемой наемных работников, то продажа отечественных товаров на внутреннем рынке не потребовала бы дополнительных условий, кроме одного — распространения льгот для ИП-экспортеров на всех "индивидуалов", работающих с белорусскими товарами у себя в стране. Но принятие подобного решения, по мнению Анатолия, невыгодно, в первую очередь, Министерству торговли и концерну "Беллегпром". Ведь ИП стали бы их прямыми конкурентами на внутреннем рынке, каковыми уже являются на внешнем.
Требования к государству понятны. А что в сложившейся ситуации могут сделать сами предприниматели?
Они могут сменить сферу своей деятельности с торговли на производство или оказание услуг, где зависимость от импорта может быть минимальной. Однако, как отмечает советник Международной финансовой корпорации Валерий Фадеев, у ИП не всегда есть финансовые возможности для такого шага.
"Наши государственные деятели отрицательно относятся к торговле. Но ведь от нее идет первоначальное накопление капитала, — говорит Валерий Фадеев. — И многие, конечно, со временем, хотели бы стать средними предпринимателями или заняться производством. Но стоит вопрос, как накопить капитал и перейти в сферу производства в нынешних условиях. Где сейчас взять финансовые ресурсы, когда выдача кредитов ограничена?"
Кроме того, предприниматели могут задуматься и над усовершенствованием бизнес-процессов. Например, над поиском более дешевых поставщиков и выгодных условий аренды. Но, как заявляют сами бизнесмены, за многие годы работы они и так «ужались», где только могли. Плюс ко всему, за последнее время количество ИП, в том числе и в торговле, значительно увеличилось. И предприниматели не рискуют производить даже малейшие манипуляции, чтобы не потерять свое место в уже достаточно стройно сформированной системе.
Возможно, и зря. Ведь вся страна сейчас находится в режиме ожидания. Не подходящее ли это время, чтобы проанализировать свой бизнес и что-то изменить в лучшую сторону?