Правоохранительные органы Беларуси не только расследуют теракт в метро 11 апреля, но и внимательно следят за тем, чтобы публикации о трагедии и ходе расследования соответствовали официальной линии.
Генпрокуратура страны назвала имена тех, чьи высказывания ей не понравились, "авторов публикаций, содержащих необоснованные сведения и домыслы, которые направлены на дискредитацию белорусского общества и государства". Получил предупреждение и известный журналист, главный редактор интернет-издания "Солидарность" Александр Старикевич, сообщает радио "Свобода".
– Какие из сделанных вами выводов так возмутили прокуратуру?
– Дело в том, что никаких выводов я не делал, просто по горячим следам рассматривал несколько возможных версий происшедшего. Одна из версий была о причастности к взрыву одной из группировок во власти, и соответственно, власть очень нервно отреагировала на саму возможность обсуждения этой версии. Я не думаю, что прокуратура по собственной инициативе выносила мне предупреждение, поскольку у нее сейчас хватает реальных дел; скорее, было указание получено сверху.
– Сейчас после того, как утвердилась версия, которую 16 апреля озвучил Александр Лукашенко, что террорист – это некий фанатик, "химик из Витебска", сомнения у вас остались?
– Может быть, это и безумный фанатик. Но есть несколько вопросов. Получается, что у нас психи сбиваются в целые террористические команды. Ведь речь идет о как минимум пяти задержанных, о том, что преступники, как было заявлено, планировали убить как можно больше людей. По официальной версии, они якобы взяли на себя ответственность за все взрывы, начиная с 2005 года. А в 2005 году им было по 19 лет: возможно, даже и меньше. Два взрыва было в Витебске в 2005 году, потом в 2008 в Минске. Получается, что 19-летние психи водили за нос все наши доблестные спецслужбы в течение пяти с лишним лет. Были возможности их найти и обезвредить. Но этого сделать не удалось до тех пор, пока они не устроили кровавую баню в минском метро, и после этого их буквально в течение суток обнаружили. Причем действовали они, по имеющейся информации, достаточно глупо: исполнитель теракта непосредственно с места событий якобы звонил своей подруге. Все эти нестыковки и порождают сомнения, хотя выводы в пользу какой-то версии на основании той информации, которой мы сегодня обладаем, делать рано.
– Надо добавить еще одну деталь. В 2005 году после теракта в Витебске были арестованы братья Мурашко. Лукашенко сказал, что дело раскрыто, их продержали полгода в тюрьме, а потом оказалось, что они ни в чем не виновны.
– Да, много вопросов, на которых нет ответа. При этом в государственных СМИ Беларуси сейчас развернулась настоящая вакханалия, в одну кучу сваливаются послевыборные протесты 19 декабря, валютный кризис, продуктовый ажиотаж и теракт в метро. И ответственность за все это непонятным образом приписывается оппозиции. Понимаете, оппозиция устроила массовые беспорядки, потом скупила всю валюту в стране, съела сахар, выпила подсолнечное масло и на закуску устроила теракт. Лукашенко сказал: "Мы еще до президентских выборов предвидели, что нас будут давить целенаправленно и методично, дестабилизировать обстановку. Так оно и произошло: сначала на валютном рынке, потом на продовольственном рынке, потом рвануло в метро". Причем самое смешное, что параллельно Лукашенко дает условно-рациональные объяснения элементам этой цепи. На днях он говорил, что валютный кризис связан с тем, что подскочили цены на сырье и энергоресурсы, а люди бросились скупать валюту, чтобы ввезти в страну как можно больше автомобилей до 1 июля. Можно спорить, так это или не так, но это не имеет никакого отношения к оппозиции. И в то же время проводится такая линия, что абсолютно все плохое, что происходит в последние годы в стране, связано исключительно с оппозицией. Идет пляска на костях, людям пытаются промывать мозги в условиях, когда нет ни одного негосударственного общественно-политического канала, ни одной негосударственной общественно-политической радиостанции, остались только несколько газет и интернет-сайты.
– А газетам сейчас выносятся предупреждения за их публикации о терактах. 15 апреля Министерство информации вынесло предупреждения газетам "Наша нива" и "Народная воля".
– Причем "Наша нива" попала под серьезный удар, ей может сейчас вообще грозить закрытие. Это старейшая белорусская газета, и одна из лучших белорусских газет за всю историю нашей прессы, на мой взгляд.
– Расследованием как раз занимаются журналисты из "Нашей нивы". В интернете, в независимой прессе, в том числе и на сайте "Солидарность", обсуждается поведение Александра Лукашенко в день теракта. Появились фотографии, на которых он запечатлен с группой сопровождающих лиц прямо среди трупов на станции метро. Одни утверждают, что эти фотографии подлинные, другие, что это фотошоп. Что вы думаете?
– Довольно странная история, потому что очень ограничен круг тех, кто мог сделать такие фотографии. Это люди, которые, как правило, просвечиваются насквозь. Кто решится выложить такие фотографии в открытый доступ? Не могу сказать ничего определенного, но доказательств, что это фальшивки, пока не получено. Могу только процитировать сообщение президентской пресс-службы, оно весьма показательно: "Глава государства немедленно прибыл на станцию метро "Октябрьская", спустился вниз на платформу и вместе с сыном возложил живые цветы к месту взрыва. Это были первые цветы в память жертв теракта. Президент попросил увести Николая наверх, чтобы ребенок не увидел ужасную картину трагедии". Я думаю, что тут комментарии излишни, тем более, что это не измышления независимой прессы, а взято с официального сайта президента.