Главным событием минувшей недели стала трагедия в минском метро – там в понедельник, 11 апреля, в результате взрыва погибли 13 человек, более 100 человек получили ранения.
И поскольку большинство в России никогда не считало Беларусь каким-то отдельным государством, эта трагедия нашла отклик в сердцах всех людей, несмотря ни на какие границы заставила сопереживать несчастью тех, кто пострадал. Белорусским властям удалось оперативно задержать подозреваемых в совершении теракта, и хотя в Минске у власти и у оппозиции совершенно разные мнения о мотивах этого преступления, ясно одно – Беларусь больше уже не будет такой, какой была до этой недели.
Белорусская сотовая сеть едва не рухнула, не выдержав другого взрыва – взрыва звонков. На этой станции мог оказаться каждый. Такое время – "час пик". Такое место – самый центр Минска. И самым счастливым в то мгновение был тот, кто дозвонился.
17 часов 55 минут 49 секунд. Часы камеры видеонаблюдения отсчитают еще секунду и разделят историю современной Белоруссии на время "до" и "после". Какие там версии в первые минуты?! Что это было? - пытают тех, кто сумел выбраться. Было так! - все, что они в состоянии рассказать.
Бомба или нет? Теракт или что-то иное? Ничего определенно не известно до момента, когда врачи "скорой помощи" начинают принимать первых раненых. Характер ранений свидетельствует: взрыв создал настоящую стену из металлических шариков, гвоздей и нарезки арматуры. Они били по людям с такой плотностью, что тот, у кого в зоне поражения оказался хотя бы квадратный сантиметр тела, шансов уцелеть не имел.
Калечило вырванными взрывной волной кусками мрамора от стен и осколками стекол поездных вагонов, что летели с убойной скоростью. Бомба мощностью в 5 килограммов тротила все это сделала поражающими элементами. Каждый новый час новые цифры: сначала 126 раненых, затем 149, затем почти 200. Сначала 11, потом 12, в итоге 13 погибших.
Первые похороны прошли спустя двое суток. Через те же 48 часов новость, которую настолько рано не ждали. Преступление раскрыто. Исполнители задержаны. "Сегодня в 5 утра они дали свои показания; главное, мы уже знаем, кто и как совершил этот террористический акт", - заявил президент Белоруссии Александр Лукашенко.
Александр Лукашенко с самого начала берет на себя функцию информирования сограждан о том, как искали, нашли и брали. Именно он расскажет, что фотороботы предполагаемых преступников – отвлекающий маневр. Через часы после теракта оперативники обладали настоящей фотографией, сделанной камерой видеонаблюдения. Да еще и повезло. "Лоб в лоб столкнулись, когда они там за водкой пошли; и даже не лоб в лоб, они его по фигуре вычислили; узнали и пошли за ним и там уже на квартире взяли", - рассказал глава Белоруссии.
Темпы расследования – бешеные, желание донести до общественности как можно больше деталей – сумасшедшее. По мере поступления заявлений от КГБ и прокуратуры становится известно: задержаны пятеро, среди которых женщина. Исполнителей двое. Но понимание, кто они и откуда, приходит вновь от президента. Токари и электрики по его определению, но с талантами химиков. "Уникальный человек в своем роде и именно в химии, троечник по всем предметам, "отлично" по химии, нашли его учителей", - сказал Александр Лукашенко.
Нашли и мастерскую, где изготовили бомбу по технологии, экспертам неизвестной. Плюс 190 деталей, из которых собирали взрывчатку не в Минске – в Витебске – городе первого в истории современной Белоруссии теракта. Потом подробности, каких и не ждали. И та витебская бомба, что взорвалась в 2005 году, и те, что заложили в восьмом в Минске, и эта, сработавшая 11 апреля, сделаны одним и тем же человеком – отпечатки пальцев подвели. Это одновременное раскрытие всех трех терактов, что произошли за все время существования независимой Белоруссии, здесь нельзя считать просто профессиональной удачей. Отведена угроза имиджу, ощущению, что в этой стране экстремистам воевать не с кем.
Беларусь – страна, где легче принять версию, что заказчиков у чудовищного теракта не было. Так уже случалось в июле 2008 года во время празднования Дня независимости, когда сработало взрывное устройство. Тогда здесь собралось несколько тысяч человек. Ранения получили пять десятков. Власти заявили – хулиганская выходка. Так белорусам понять проще. Проще признать: террористы – это одиночки. Психически нездоровые люди.
Каким бы чудовищно примитивным не казалось это объяснение, здесь куда сложнее расстаться с иллюзией абсолютного отсутствия угрозы. Потому что если заказчик существует, значит, он на свободе. И тогда к ранениям и смертям, чувству сострадания и горечи потерь добавится страх.