Белорусы взяли инициативу в свои руки.
Известный российский экономист Степан Демура, который долгие годы работал в США и в свое время был аналитиком № 1 канала РБК, оценил в интервью belmarket.by перспективы белорусского протеста и рассказал о наиболее вероятном сценарии его завершения.
— Насколько Россия вовлечена в белорусский политический кризис?
— Очень глубоко, потому что, по моему глубокому убеждению, она и начинала этот кризис. Это была кремлевская «многоходовочка», которая строилась на том, что неважно, останется Лукашенко или уйдет. Поэтому была разыграна якобы беспроигрышная карта. И единственное, в чем просчитался Кремль при начале всей этой «операции», он не рассматривал вариант, что белорусы не уйдут с улиц. Все делалось по апробированной на нашей оппозиции схеме: разжигаются протесты, потом они быстро сливаются, а буйных сажают. Но белорусский народ сломал эту схему, он с улиц не уходит и не собирается уходить. Все только начинается. Кремль не просчитал и еще один важный момент: серьезную реакцию Запада и перехват им инициативы.
— Насколько Кремль поддерживает Лукашенко?
— Ровно до того момента, пока тот из актива не превратится в пассив и не продемонстрирует миру, что Кремль — политический и экономический импотент. А процесс пошел очень активно — санкции Запада против Лукашенко могут быстро стать санкциями против Москвы (добавьте сюда практически готовый «список Навального»). Нас ждет очень жаркая осень и не менее жаркая зима — снег будет плавиться.
— Как, на ваш взгляд, будет развиваться кризис в Беларуси?
— Любой кризис имеет под собой экономическую почву, революционные ситуации не создаются извне, что бы ни пыталась влить в уши электората телепропаганда. Они создаются существующим режимом, всегда экономически неэффективным и неконкурентоспособным. Вы даже за газ не могли рассчитаться в этом году, пока Путин не пообещал 1,5 млрд. кредита, из которого почти миллиард — долг «Газпрому» до конца года.
Сейчас денег на поддержку Беларуси в прежнем объеме у Кремля нет, ваша экономика пойдет вниз вместе с российской, у которой своих проблем по горло и меньше не становится. Именно после того как Кремль урезал поддержку, и начался ваш кризис.
С другой стороны, есть наши западные «партнеры», которые предлагают «план Маршалла» для Беларуси, безвиз для вас. А так как в Беларуси довольно много молодежи и людей среднего возраста либо работали в Европе, либо бывали, и не раз, во многих странах ЕС и прекрасно видят разницу между европейским уровнем жизни (даже у соседей) и белорусским, то они будут голосовать пустым карманом. Наполнить его нынешняя власть не в состоянии.
— В начале избирательной кампании Лукашенко обвинял в «кукловодстве» Россию. Затем «кукловодами» тех же политических фигур стали Литва, Польша, Чехия, даже Украина. Насколько, по вашему мнению, велика роль в кризисе «кукловодов», а насколько — белорусских властей?
— Повторюсь, в кризисе всегда виноват правящий режим. Именно он создал революционную ситуацию — что с точки зрения экономики, что с точки зрения политики. Нарисовать себе рейтинг 80 % — несусветная глупость. Судя по всему, белорусы проголосовали не 80 на 20 в пользу Лукашенко, а 20 на 80 в пользу Тихановской. И именно это вывело людей на улицу: они устали терпеть. И я восхищен белорусами.
А роль «кукловодов»… Что они есть, что их нет… Если в стране создана революционная ситуация и она доведена до кипения, для взрыва достаточно малого возмущения. А события эти начал Кремль, но, как всегда, не смог довести до логического завершения и «попал».
— Сколько наш кризис может продлиться? Чем он завершится?
— У вас идет переход из одного политико-экономического состояния в другое, следующее. Понятно, что будет, но непонятно, когда именно будет. Белорусский народ дозрел до политических требований и четко продемонстрировал это на выборах. Но эти требования не были услышаны властью, точнее она не захотела их слышать. В итоге белорусы вышли на улицы и обнародовали их там. А так как у вас какого-то центра сопротивления нет, оно горизонтальное, то это позволяет увидеть, насколько оно мощное, воистину всенародное.
Когда все завершится, сказать трудно: может, через неделю, а может, через полгода. Но новые выборы будут, без вариантов. Лукашенко не усидит. В том числе и потому, что сейчас начнет сыпаться политическая система, выстроенная Путиным в России. Не без «помощи» «западных партнеров», насколько я понимаю ситуацию, хотя могу ошибаться. Соответственно, Путину будет не до Лукашенко.
— А кто или что является для Кремля активом?
— Не Лукашенко, а аннексия Беларуси. Если называть вещи своими именами. И конкретная цель Кремля и олигархов вокруг него — «раздербан» остатков вашей промышленности. Ничего противопоставить этому плану Лукашенко не может. Но, как бы то ни было, он все равно не усидит — новые выборы неизбежны. Думаю, в течение года точно.
Но что вы получите в их результате? Режимы, подобные созданному Лукашенко, были описаны еще в ХIV веке. Они полностью зачищают политическое поле, уничтожая реальную оппозицию, представляющую народ. В итоге ее у вас нет, потому и протест горизонтальный, и это для режима очень плохо: договариваться не с кем! Вариант один — сдаться.
Но важны условия капитуляции. Вот сейчас Лукашенко сенсационно съездил в СИЗО и пытался о чем-то договориться с людьми, которых он воспринимает лидерами протеста. Но они таковыми не являются. Он сам выкопал себе эту яму, создав вакуум.
Что получилось? У вас победил кандидат «против всех». Хорошо, победил. Будут новые выборы. И кого выбирать? Кто придет на смену Лукашенко? Кто станет реальным кандидатом в президенты? Кто какие интересы будет представлять? Не приведи господь, кремлевские?
— Без заимствований нашей экономике не выжить. Когда мы сможем рассчитывать на внешние займы, каков возможный их объем?
— А что они вам дадут? Вы что, сможете быстро модернизировать свою экономику, чтобы расширить экспортные рынки? Нет. Они и так завалены предложением, и не только потому, что спрос упал. В России экономика накрывается медным тазом, а ведь это ваш основной экспортный рынок. Что делать? Ответ один: развивать внутренний спрос.
А как, если у вас неплатежеспособное население? У вас (как и у нас) на периферии средняя зарплата 200 долларов. Но ведь эти люди тоже хотят нормально жить, покупать бытовую технику, одежду, съездить отдохнуть на море. Огромный отложенный неплатежеспособный спрос, и весь вопрос в том, как сделать его платежеспособным. А современные экономисты не знают, как это сделать. В принципе! Ну, наберете вы кредитов. На что? На какую модернизацию? Вам надо все сносить к черту и строить заново. О’кей, построили все заново, пустили кредиты в дело, но их надо выплачивать, а рынки сбыта где? Выход один — полагаться (в значительной мере) на внутренний спрос. А современные экономисты не знают, как его развивать. Замкнутый круг…
— В России сейчас тоже не радужная ситуация, также множество проблем, которые копятся не первый год. Каковы перспективы вашей экономики?
— Она схлопывается, деградирует, остается труба и карьер. Все. Естественный результат ельцинско-путинского правления. Подобное еще в ХIV веке описал Ибн Хальдун. Уже около пяти лет размер и аппетиты правящей верхушки в России сильно превышают возможности экономики. Соответственно, идет деградация всего, что не связано с отраслями, генерирующими основные денежные потоки — нефть и газ. Идет уничтожение страны. А народ пока сидит тихо, до белорусов ему — как пешком до Луны.
— Что должно случиться, чтобы ситуация изменилась?
— Нет запроса на перемены. У вас он уже был, общество созрело, а у нас пока нет. И когда созреет — неизвестно. А может и не созреть — так и сгнить на дереве.