Официальные экономисты считают, что процесс реформирования экономики будет «вялотекущим».
Руководитель центра макроэкономического регулирования и институционализма Института экономики Национальной академии наук Беларуси Александр Лученок в интервью Еuramost.org рассказал, что ждет белорусскую экономику в ближайшее время.
- Александр Иванович, как бы вы охарактеризовали сегодняшнее положение белорусской экономики?
- Большой трагедии нет, потому что, по большому счету, сегодня в Беларуси принципиально ничего не изменилось, - говорит Александр Лученок. - В плане того, что, как раньше были проблемы со сбытом продукции, так они и сейчас есть. Но возникает серьезный вопрос: как выходить из этой ситуации? В общем-то, понятно, что экономику надо перестраивать, но куда? На что переобучивать безработных? Думаю, что какие-то предприятия будут закрываться, какие-то выноситься за пределы Минска. Это, можно сказать, то же самое, что и закрыть предприятие. Так что сейчас надо думать над тем, что нам производить дальше.
- Дайте людям возможность - пускай сами выбирают…
- Что значит - выбирают? Кого у нас перепроизводство? Экономистов и юристов. Вот станут люди все экономистами и юристами, а где они будут работать? Я в свое время, в конце 80-х был в Детройте. Они там четко соориентировались - убираем металлургическую промышленность, осваиваем новое производство. Заранее обучали людей, и те уходили из металлургии на готовые места. Безработица была маленькая. То есть, и нам надо нечто подобное создавать. Сейчас стоит вопрос, что все мы должны определиться: куда мы будем развиваться. Когда пошел кризис, мы слегка взволновались и решили принять энергичные меры для получения кредитов Международного валютного фонда. Вот тогда и пошла либерализация. Но, думаю, в дальнейшем этот процесс будет вялотекущий. Если не будет обострения проблем с расчетами. И вопрос сводится к тому, что недопустимо идти по пути дефолта, но и не надо делать трагедии в данной ситуации.
- Так нужно ли либерализировать экономику в условиях кризиса?
- Я считаю, что реальной либерализации не будет. Предпринимателям дадут большую свободу. Но это, как бывало в голодные времена в деревне. Когда не было что есть, то собаку отвязывали и отпускали, чтобы она прокормилась сама. И большинство собак выживало. На фоне предпринимательских структур, думаю, свободу надо давать. То есть, минимум проверок, главное, чтобы было производство. Если содержишь людей и кормишь их, то молодец. А, если уже начинаешь покупать «Лексусы», то тогда тебя пора проверять. Но на уровне макроэкономического регулирования оно должно быть жесткое. Иначе начнется гиперинфляция.
- Показатель денежной политики - инфляция…
- Так нет денег, что делать? Но, отмечу, реально инфляция происходит из-за девальвации.
- До какого времени, на ваш взгляд, будут проблемы?
- Это не спрогнозируешь. Все зависит от того, дадут ли кредиты МВФ, Россия… Но лето мы переживем.
- Ожидаете подвижек в лучшую сторону со сбытом продукции белорусских предприятий?
- Дело в том, что на рынках других стран наша продукция занимает относительно не очень большое место. Если сумеем куда-то распихать, то распихаем. Но надо отказаться от прогнозного показателя объемов производства. Во главу надо поставить уменьшение сальдо торгового баланса. А для этого нужна полная реструктуризация нашей экономики. То есть, реформы, будут. Но они будут идти сверху, а не снизу.