Давно хотела написать про феномен белорусского телевидения.
Мы долго говорили о злокознях родного государства, которое монополизировало электронные СМИ и зомбирует большую аудиторию, но на самом деле в общественно-политическом смысле телевидение стало абсолютно безобидным.
Словила себя на этом подозрении еще летом. Не помню уже, откуда приехала, но по привычке начала «входить в курс», листая разные сайты. Просмотрела и новости с сайтов отечественных телеканалов. Честно признаюсь, без видео. А вот сюжет о поездке Лукашенко в Армению на сайте ОНТ как-то сам собой запустился с картинкой.
Так я и увидела бочку коньяка, подаренную Коле Лукашенко. Новость на тот момент была уже не свежая, сюжет вышел в эфире за пару дней до. Причем, как выяснилось, показывали его в том или ином виде по всем белорусским телеканалам. В общем, отыгранная сенсация, о которой уже должны были знать миллионы телезрителей.
Однако, почитав всех, я отметила, что никто про этот коньяк и не написал. И тогда где-то еще через день черканула на эту тему заметочку. Даже не в газете и не на сайте, а у себя в блоге. То есть это уже было дня через три после того, как сюжет по логике должна была увидеть «вся страна».
И вот тут взорвался белорусский интернет, новость пошла гулять по российским и зарубежным СМИ, перекочевала в газеты, друзья интересовались, откуда я этот коньяк «выколупала», а Иосиф Павлович Середич отчитал редакцию за то, что проспали такой информационный повод.
Но это я не к тому, какая я разумница. Это я про то, что именно тогда у меня зародилось сильное подозрение, что понятие «миллионная аудитория белорусских телеканалов» сильно преувеличено. Я-то сама отечественное телевидение давно не смотрю, но тут начала интересоваться у других.
Оказалось, что даже в деревнях у людей нашего возраста -- спутники.
«Да, поставили антенну, а то совсем смотреть нечего было. Вот теперь смотрим «Белсат», -- это я услышала от женщины-торговки, когда грибы на трассе покупала.
«Так у меня уже лет девять вообще телевизора в доме нету. Зачем отравлять мозг?» -- признался один из местных олигархов, когда мы с ними в каком-то контексте о родном телевидении заговорили.
«Концерты российские, фильмы, иногда «Времечко» на «Ладе». Были выборы – кандидатов в президенты смотрели», -- это пенсионерки с нашего двора.
В редакции даже под угрозой финансовых санкций мы не можем установить дежурства по просмотру вечерних выпусков белорусских новостей. Никто не выдерживает. Человека хватает максимум на день-два. А потом обязательно выясняется, что он «больше не может»…
Правда, некоторые говорили, что новости не смотрят, а смотрят Дорофеева. Кстати, сама я до той злополучной программы, после которой Дорофеева отстранили от эфира, ни одной его программы не видела. Каюсь. И даже чувствую вину.
Последний мой просмотр белорусского телевидения – это был фильм «Плошча. Железом по стеклу». После этого пульты были закинуты на шкаф, потому как никакого удовольствия нет понимать, что из тебя делают дебила. Однако сейчас случился взрыв в метро – и пульты пришлось доставать.
Друзья, за телевидение я спокойна. Мозгам и душам нормальных людей оно не представляет больше никакой угрозы, просто потому, что смотреть это нормальный человек не сможет, даже если попытается.
Что все мы хотели знать в эти дни? Как там люди? Как такое могло случиться? Какие версии причин произошедшего? Почему не были раскрыты взрывы в Витебске и на День независимости?
А что увидели? Бесконечное «президент дал поручения»...
Министр, очень похожий на Савелия Крамарова, бодро сообщает, что все хорошо: проблем нет, лекарства есть, российские коллеги высоко оценили…
«Разорвать, казнить на площади, мучить и мучить долго», -- из программы в программу звучит глас народа.
«Семьям погибших будут выплачены компенсации в десять тысяч долларов, а следователям, расследовавшим это дело, надо дать ордена и квартиры», -- это голос власти.
«Мы все в одном порыве объединились вокруг президента», -- это «правильная публика» из депутатов.
«Распространителей непроверенной информации, слухов и домыслов накажем, привлечем к ответственности, арестуем…» -- это прокурор.
И так на всех телеканалах. Вот если бы хотел такое срежессировать, то лучшего трагифарса не придумать.
Аналитика, как я убедилась, в том же духе.
Программа «Открытый формат». Если исключить родственников погибших и пострадавших, то при всей моей любви к «силовикам» вынуждена признать: на ней было всего два адекватных человека, которые хотя бы говорили лексикой сегодняшнего дня и не выпрыгивали из штанов в верноподданичестве. Это зам.генпрокурора Андрей Швед и руководитель следственного комитета КГБ Дмитрий Гора. Все остальное – единый порыв единения вокруг президента под молитвы отца Федора Повного. Ну, вот не нашли люди лучшего времени лизнуть ботинок!
А ведь в дни трагедии, кроме Лукашенко, не было в стране человека, который хотел слышать про оппозицию. Даже среди больших сторонников власти таких людей не было. Ну, не интересует людей политика, когда стоит вопрос жизни и смерти. Такое ощущение, что ведущие этого не хотели понимать, что они работают для одного зрителя.
В третий раз вижу в эфире Тенгиза Думбадзе – и в третий раз слышу приветы и лучшие пожелания от грузинского народа народу белорусскому. И это уже не смешно, потому что какое-то «Поле чудес» получается.
В первый раз видела Вячеслава Бондаренко, но запомнила бесконечные «спасибо, что пришли»… Если ты такой вежливый – швейцаром работай. «Спасибо, что пришли; спасибо, что сказали; заходите еще…» -- самое то.
В общем, будущее этой «премьеры сезона» мне понятно и «прогнозируемая аудитория» программы тоже.
«Клуб редакторов» с Давыдько соберет в перспективе тех же бабулек, которые смотрят всю эту нудоту только потому, что им надо хоть чем-нибудь убить время.
По закону жанра, в таких передачах должен быть спор. Иначе они просто не имеют смысла. Вы можете себе представить, чтобы Якубович с Давыдько поспорили в эфире БТ и вместе набросились с критикой на Лемешонка? И я не могу. Вот и получается какая-то дискредитация и телевидения, и газет -- программа, в которой один главный редактор на полном серьезе говорит, что плохо, когда в метро висит реклама, звучит музыка, что человек должен ехать в метро и думать только о вопросах безопасности… А все остальные «акулы пера» сидят и с умным видом кивают. Далее ведущий цитирует президента и объявляет «До встречи!» Жирная такая точка…
Что-то промычали, покивали, с президентом согласились, -- в общем, дискуссия еще та…
Они всегда будут проигрывать интернету. Потому что вернулись в то время, где люди не живут, а выполняют программы пятилетки. Где нет дела до погибших, до оторванных ног и рук, зато очень важно сообщить, через сколько минут приехала скорая, сколько носилок, косилок, поилок было задействовано на решении поставленной задачи.
У них в эфире ведущий с утра до вечера будет барабанить, что пострадавших развезли по четырем минским клиникам, потому что таким было сообщение пресс-службы. Хотя следом в эфире министр уже озвучивает сведения про пятнадцать клиник. Но отмашки пресс-службы не было, значит, цифру в подводке ведущего менять нельзя.
А самое главное, что они, наконец, додумались цитировать интернет и с ним бороться «едкими комментариями», уровень которых вызывает улыбку, а зверские интонации в озвучивании банальности – просто смех. Но на выходе имеем главное: кто сам не скумекал, что «власти этот теракт может быть выгоден», кто не прочитал на сайтах доводы о том, что в нашей стране не исключены такие кровавые разборки между силовиками, теперь узнали об этом от белорусских телеканалов. И вот это отлично!
За телевидение я спокойна, смотреть это невозможно, забрасываю пульты на шкаф.
P.S. Отдельная тема -- это "лица новостей". Кто не поленится, посмотрите первые кадры видео. Интересуют версии: исходя из какой логики на роль ведущих подбираются типажи Ивана-дурачка и тюремных надзирательниц?