Глубокая девальвация моментально простимулирует в Беларуси инфляцию. Финансово-экономический курс страны должен осуществлять меры для расширения пространства белорусского рубля, иначе страна будет медленно угасать, считает эксперт.
Национальный банк Беларуси вынужден отказаться от традиционных для белорусской экономической модели валютных интервенций из-за критического снижения золотовалютных резервов, сумма которых превысила валютный долг НББ перед белорусскими коммерческими банками.
Составляющей программы действий властей по преодолению валютного кризиса является сжатие рублевой денежной массы, в связи с чем принято решение о радикальном сокращении финансирования госпрограмм и перевод госбанков на рыночные условия кредитования, что предполагает существенное ужесточение условий выдачи новых кредитов, в частности, повышение ставок.
Кроме того, как писала БДГ накануне, Совет Министров и Нацбанк Беларуси договорились легализовать "теневой" обменный курс белорусского рубля, который сложился в условиях дефицита иностранной валюты. Рыночный курс будет формироваться на альтернативной торговой сессии на Белорусской валютно-фондовой бирже.
В настоящее время "теневой" безналичный курс белорусского рубля на 40-50% превышает официальный курс Нацбанка при том, что банкам при сделках по продаже валюты юрлицам разрешено устанавливать курс, который превышает официальный только на 10%.
Комментируя последние договоренности правительства и Нацбанка, руководитель Аналитического центра "Стратегия" экономист Леонид Заико считает, что в принципе, "решение перевести спрос и предложение в таком институциональном ключе" на ситуации в белорусской экономике "скажется позитивно".
В то же время, экономист считает, что "принято механистическое решение, а теперь надо будет стимулировать предложение доллара, то есть надо выводить экспортные потоки на значительно высокий уровень, зарабатывать больше валюты...", приводит слова Л.Заико udf.by.
Если с этим правительство справится, "тогда еще можно надеяться на то, что курс доллара остановится на приемлемой величине – это где-то 3600-3800 рублей, так как более глубокая девальвация была бы опасной, поскольку она моментально простимулирует инфляцию", - отметил эксперт.
"Но самое главное, чиновникам надо понять, - говорит собеседник, - если не осуществлять параллельные меры, связанные с тем, чтобы расширить пространство белорусского рубля, и не дать полноценные спрос и предложение, мы просто будем медленно угасать".
По словам Л.Заико, сам по себе рынок не может быть здесь чистым: "Необходимо связывать доллары, необходимо связывать рубли, то есть максимально увеличить сферу предложения той же недвижимости, государственного имущества за рубли и т.д. – меры эффективного поддержания курса. А если просто проводить небольшие вливания, к примеру, миллиард, который, скорее всего, выделит Россия, направить на поддержание белорусского рубля - это не самое лучшее".
Когда монетарная политика слабая, когда допущены большие ошибки, тогда, как правило, страны получают девальвацию.