Вашингтон сыграет конструктивную роль и в Беларуси.
Избранный президент Джо Байден посвятит себя восстановлению трансатлантических отношений, потому что лишь сплоченный альянс cможет справиться с множеством глобальных проблем. Одним из главных его вызовов станет Восточная Европа — этот жизненно важный для безопасности континента регион столкнулся внутренними и внешними нападками на суверенитет и демократию. Этот обширный регион не монолитен: он насчитывает консолидированные демократии, государства, где демократические нормы находятся под угрозой, страны со спорными границами, государства, чьи правительства могут быть захвачены Россией, и страны, чьи территории уже оккупированы российскими войсками. Эффективная стратегия США должна быть направлена на укрепление национального суверенитета и региональной безопасности — не отчуждая при этом ни союзников, ни партнеров, пишет старший научный сотрудник Джеймстаунского фонда в Вашингтоне Януш Бугайский в статье для издания The Hill (перевод — inosmi.ru).
В странах со спорными границами команда Байдена по национальной безопасности может упрочить их суверенитет и целостность. На Западных Балканах он должен завершить переговоры между Сербией и Косово и разработать дорожную карту для межгосударственного признания. Главенствующая роль США в этом диалоге требует тесного сотрудничества с ЕС: нельзя допустить, чтобы Белград уклонялся от диалога. Это будет способствовать подрывной деятельности Москвы, в то время как двустороннее соглашение откроет возможности для регионального экономического развития и интеграции в ЕС.
Еще администрации Байдена необходимо устранить основные препятствия на пути Боснии и Герцеговины к западным институтам. Для принятия важнейших решений во внутренней и внешней политике центральному правительству Сараево необходимы конституционные изменения. Во-первых, постоянные угрозы целостности Боснии со стороны политиков-националистов должны быть наказаны — ведь они ограничивают экономическое развитие, душат иностранные инвестиции, способствуют межэтнической розни и ставят под угрозу само выживание государства.
Для стран, чьи правительства свергнуты Россией и все сильнее зависят от китайских инвестиций, США должны разработать стратегию освобождения. Америке придется тесно сотрудничать с ЕС, чтобы предотвратить поглощение ключевых секторов экономики и создать лучшие условия для частных и государственных инвестиций. Это особенно актуально, учитывая долгосрочные пагубные последствия пандемии в регионе даже после появления вакцины.
Администрация Байдена может собрать многонациональный фронт против подрывной деятельности России. Ему придется сосредоточить внимание на критических уязвимостях, которыми пользуется Кремль, особенно в Болгарии, Венгрии и Сербии — дезинформации, коррупции и финансировании правого и левого экстремизма. Влияние Москвы удастся ограничить, ускорив интеграцию в ЕС всех западнобалканских государств.
Вашингтон может сыграть конструктивную роль и в Беларуси, но только не дальнейшей изоляцией государства от Запада через экономические и дипломатические санкции — они лишь оттолкнут страну еще глубже на российскую орбиту. Наоборот, США должны работать в тесном сотрудничестве с Польшей и Литвой, чтобы приблизить страну к западным институтам в долгосрочной перспективе. Важной отправной точкой может стать предложение Варшавы по «мини-плану Маршалла» в рамках ЕС по экономической помощи и развитию контактов со всеми политическими игроками.
В странах, чьи территории оккупированы российскими войсками, Белый дом должен укрепить оборону, предоставив системы вооружений для сдерживания дальнейшей агрессии. Кроме того, Украине нужна дорожная карта по вступлению в НАТО, а Грузия уже прошла квалификацию и должна начать процесс вступления. В случае с независимыми государствами под эгидой НАТО угрозы Москвы в военное вмешательство не перерастают. Это заметно по Эстонии, Латвии и Литве с тех пор, как они присоединились к альянсу.
Успех Байдена в Восточной Европе должен подкрепляться сильной НАТО и жестким подходом к России. Восточный фланг НАТО нуждается в укреплении — особенно черноморские рубежи за счет усиления морской обороны и потенциала Румынии и Болгарии. Отношения Вашингтона с Анкарой необходимо перестроить на основе безопасности союзников, ведь Турция — незаменимый оплот НАТО против России и Ирана. А после последней войны между Арменией и Азербайджаном Америка как честный посредник должна способствовать сближению обеих стран с Западом.
Байдену ни в коем случае нельзя попасть в ловушку «перезагрузки» с Москвой в бесплодных надеждах, что главный противник Америки превратиться в настоящего партнера. Более напористая политика США поможет высветить уязвимые места России — в том числе ее экономические слабости и растущее внутреннее напряжение. В своих инициативах в сфере международной демократии избранный президент должен уделять России первостепенное внимание, поддерживая права человека, политический плюрализм, этническое равенство и подлинный федерализм в этом все более неуправляемом государстве. Так нападение России на трансатлантический альянс удастся превратить в более сложную оборону.