Координатор Чехии по Восточному партнерству Милош Лекса считает, что белорусский диктатор очень хорошо понимает, что на саммите ЕС ему придется выслушать неприятные слова в свой адрес.
-- Известны ли уже подробности запланированного визита министра иностранных дел Чехии Карела Шварценберга в Беларусь?
- Мы только начали готовить визит. Но я могу подтвердить, что наше намерение состоит в том, чтобы Шварценберг приехал в Минск в следующую пятницу.
-- Есть ли информация о том, с кем он там будет встречаться?
-- Это как раз то, чего я не знаю. Потому что программа еще готовится. Она должна быть согласована с белорусской стороной.
-- Как думаете, Лукашенко получит приглашение на саммит по Восточному партнерству в Прагу?
- Это непростой вопрос. Но, учитывая то, что некоторые страны Евросоюза сомневаются в достаточности развития демократии в Беларуси, вопрос о приглашении Беларуси будет еще коллективно обсуждаться и решаться. Но мы можем ожидать, что решение будет основываться на равенстве. Приглашение должно быть одинаковым для всех шести стран и будет посылаться руководителю каждой страны. Этого требует уважение к демократическим процедурам.
Тем не менее, я должен отметить, что несмотря на то, что приглашение будет послано персонально на имя Лукашенко, это будет приглашение для страны, для Беларуси. Потому что Восточное партнерство – это предложение Европейского союза восточным странам более тесного сотрудничества. Это возможность для каждой страны. И эта возможность будет использована или нет.
Лично я не верю, что Лукашенко приедет в Прагу 7 мая. Потому что он очень хорошо понимает, что на саммите ЕС ему придется выслушать неприятные вещи в свой адрес. С другой стороны, я знаю, что он не собирается упускать возможность для своей страны более тесного сотрудничества с ЕС. Поэтому, я думаю, Беларусь будет представлена на саммите премьер-министром или министрам иностранных дел.
-- Этот вопрос будет обсуждаться во время визита Карела Шварценберга?
-- Я почти уверен, что дискуссия на этот счет будет.
-- Как вы думаете, насколько возможно пригласить Лукашенко и одновременно дать ему понять, что он нежеланный гость в Праге?
-- Я не хочу говорить больше, чем я сказал. Вопрос будет решаться коллективно. В Евросоюзе есть разные мнения на этот счет. Мы попробуем найти компромисс или общее мнение.
Страну могут исключить из Восточного партнерства, если ее действия будут противоречить программе.
-- Означает ли приглашение Беларуси на саммит признание легитимности белорусского «парламента» Евросоюзом?
-- Я не думаю, что эти вопросы взаимосвязаны. Мнения насчет выборов в Беларуси были опубликованы. Оба мнения – Европейского союза и Чехии. Сейчас мы накануне Восточного партнерства. А Восточное партнерство – это предложение Европейского союза Беларуси, как улучшить взаимоотношения через взаимодействие в разных сферах. Это также включает в себя прогресс гражданского общества. Мы верим, что весь процесс Восточного партнерства подтолкнет белорусских политиков к большему пониманию, что европейские перспективы – выгода для страны.
-- А будет ли зависеть степень участия Беларуси в Восточном партнерстве от итогов следующих президентских выборов?
-- Мы не можем предвидеть будущие события. Я могу вас заверить, что Евросоюз будет проводить постоянный политический мониторинг и оценку демократического развития. На основании такой оценки Евросоюз может прекратить либо замедлить процесс сотрудничества со страной. Давайте будем более терпеливы в этом смысле. Вы знаете, что наше отношение к ситуации в Беларуси бывает очень жесткое. Но, тем не менее, сейчас есть знаки, что Беларусь заинтересована в дальнейшем сотрудничестве. Поэтому - давайте попробуем. Но это не окончательное наше решение насчет ситуации с демократией в Беларуси.
-- Кстати, а что может быть причиной исключения страны из программы Восточного партнерства?
-- Конечно, это возможно в случае, если действия страны будут противоречить принципам Восточного партнерства. Это значит, ценности таких реформ, как демократия, свобода, экономика… Это может привести к прекращению сотрудничества. Но, тем не менее, это будет исключительный случай. Более вероятно, что страна просто не примет Восточное партнерство, если у нее не будет соответствующего прогресса. В таком случае, программа Восточного партнерства для страны будет либо приостановлена на некоторое время, либо замедлена.
Все должны понимать, что ЕС будет инвестировать больше денег в страны-партнеры, чем раньше. Но деньги должны быть потрачены эффективно, с соответствующим отношением к результатам, которые ожидаются.