На днях Светлана Тихановская заявила, что готова возглавить страну в переходный период. В интервью Tut.by она пояснила, как это будет происходить.
45 дней – это минимум, который необходим до проведения новых выборов, пояснила Тихановская. В течение этого переходного периода она намерена выполнять функции главы государства.
Переходному периоду должны предшествовать переговоры с представителями власти. «Когда договоренности будут достигнуты, выпущены политзаключенные, начнется этот переходный период, который приведет к новым выборам», - пояснила Тихановская.
Соратники Тихановской также ответили на вопрос, кто будет вести переговоры со стороны власти: «Мы говорим режим, потому что он сейчас выглядит монолитом, выглядит так, будто Лукашенко там контролирует ситуацию. Но, скорее всего, переговоры будут не с ним самим, а с группами, которые этот режим представляют. И подобные ситуации были во многих странах, которые проходили через подобную историю: очень неожиданно оформлялись группы внутри номенклатуры, внутри действующих элит, которые представляли интересы всех бывших чиновников и участвовали в переговорах. И это возможно, это допустимо, важно — чтобы не менялась тема переговоров — новые выборы, - пояснил Советник Светланы Тихановской по международным вопросам Франак Вячорка.
Посредником в переговорах между властью и оппозицией может стать ОБСЕ, считает политический советник Тихановской Александр Добровольский: «Просто Евросоюз или просто Россия не совсем подходят — у каждого есть свои интересы. А ОБСЕ — организация, которая объединяет и Россию, и ЕС, и США, и Канаду, это лучший медиатор. Но могут быть и другие варианты. Например, в Украине медиатором выступила «нормандская четверка». Мы готовы рассматривать разные варианты, но мы понимаем, что без третьей стороны будет значительно тяжелее».
Франак Вячорка также рассказал, что скоро будут опубликованы несколько документов: предложения по проведению новых выборов, программа экономической помощи на транзитный период, сценарии развития событий, а также предложения по конституционной реформе.
Работа над новой Конституцией ведется открыто, за дискуссиями можно наблюдать в группе Facebook «Конституция Республики Беларусь». Проект для первого чтения будет опубликован в ближайшее время. Документ будет разработан на основании Конституции 1994 года, будут заменены разделы, которые касаются полномочий государственной власти и взаимодействия между ветвями.
Светлана Тихановская рассказала также, что сейчас формируется так называемый кабинет (он назван так для того, чтобы не было аналогий с министерствами). В него уже вошли представитель по экономике Алесь Алехнович, представитель по образованию Ольга Шпарага. «Мы сейчас расширяем этот кабинет, чтобы охватить каждую сферу деятельности, чтобы после переговоров была мягкая организация новых выборов, без повальных люстраций. Это не значит, что все министерства будут разогнаны, до новых выборов все пошли вон. Абсолютно нет, все остаются на своих местах. Но пока проходит переходный период, мне нужна моя команда, люди, которые пользуются в своих профессиональных кругах доверием и авторитетом и которые вместе со мной пройдут этот путь. То, что я сказала, что буду руководить Беларусью, это не значит, что буду делать это одна, со мной будет моя команда», - пояснила Тихановская.
Кроме того, действует Координационный совет, в котором есть группы, генерирующие идеи. Называть всех членов КС Тихановская и ее соратники не хотят, чтобы не поставить их под удар.
"Сегодня есть два устойчивых сценария, - добавил Добровольский. - Один — выборы в результате переговоров, второй — выборы в результате вакансии должности президента: или Лукашенко подает в отставку, или уезжает из страны, или он арестован. И тогда переговоры возможны с людьми, которые будут представлять государство. А есть несколько неустойчивых сценариев: военное положение, интервенция России, затягивание времени под предлогом конституционной реформы до весны или осени — но там просто не хватит ресурсов, и в любом случае это все перетечет в первый или второй сценарий, где будут переговоры. То есть у нас есть понимание, как это будет, но пока одна сторона ни к чему не готова, кроме затягивания процесса в надежде, что все успокоится. Но ничего не успокоится".