Беларусь после президентских выборов вступила в серьезный и драматический политический кризис. Возникшая в белорусском обществе конфронтация показала, что в нем появились принципиальные расхождения на уровне норм и ценностей.
Как заметил социолог, экс-директор Института социологии НАН Геннадий Коршунов в ходе публичной беседы в рамках общественной инициативы «Социальный капитал», август 2020 года перевернул все.
«Это и огромная коллективная травма, это и экзистенциально-этический выбор, который делает практически каждый. Эту травму, которую белорусы получили в августе и которая длится сейчас, будет проживать все общество еще несколько лет», – считает он.
Отвечая на вопрос, какие ценностные конфликты определяют сегодняшнюю социально-политическую повестку, политолог, редактор интернет-издания «Наше мнение» Валерия Костюгова назвала ключевым на сегодня вопрос отношения к насилию. По ее мнению, именно открывшиеся факты насилия после 9-11 августа буквально вытолкнули людей на улицы.
«У нас любят говорить, что у нас ситуация близкая к гражданской войне. Однако одна сторона применяет, оправдывает насилие и считает, что это вполне подходящий инструмент для социального государственного строительства, – сказала она. – В то время как протестующие ведут себя показательно мирно».
Различия между поколениямиСоциолог Исследовательского центра ИПМ Дарья Урбан уверена, что основными критериями для ценностных различий сегодня выступают именно поколенческие различия.
«Люди разных поколений в Беларуси росли и формировались совершенно по-разному. У них разные источники получения информации, коммуникации. Они существуют как бы в параллельных реальностях. Есть люди, которые смотрят телевизор, а есть те, кто его давно не включает. И поколения могут драматически различаться в восприятии реальности», – сказала социолог.
«Если мы посмотрим на нынешнюю ситуацию, то видим, что поддерживают существующую систему в основном люди старших поколений, и те, кто смотрит телевизор. Вот разница. И вопрос в том, как сгладить эту разницу поколений и нужно ли», – заметила она.
На взгляд Геннадия Коршунова, сегодня происходит не столько ценностный разрыв, а своего рода социально-психологическая установка.
«Все же люди старшего поколения, которые освоили цифровую среду, хотя бы в минимальном объеме, они уже телевизор смотрят постольку поскольку. Это критичность мышления совершенно другая. Есть люди среднего возраста, которые в конфликтной ситуации отказываются от цифры, чтобы не менять ценностную структуру в результате конфликта.
По словам социолога, такие люди отказываются от выбора, от альтернативных источников информации. Они отказываются думать.
«Я называю это конфликтом регидности. Когда человек готов к изменениям либо не готов. И тот, кто не готов, будет защищать свою картину мира, существующую ситуацию, режим, оправдывая все. А тот, кто готов строить, готов меняться, он понимает, что насилие – это не инструмент для того, чтобы строить», – добавил Коршунов.
Приоритет гражданских и политических правЭкс-дипломат, бывший временный поверенный в делах Беларуси в Швейцарии Павел Мацукевич напомнил, что насилие и раньше было в белорусской истории: исчезали люди и политики, было насилие на улицах, возможно, правда, не в такой степени жестокости, как сейчас.
«Я бы вообще поставил вопрос так: в чем советскость наших ценностей? Для меня она состоит в приоритете социальных прав над гражданскими и политическими», – заметил экс-дипломат.
Он отметил, что те поколения, для которых эти социальные права были важнее, чем гражданские и политические, уходит. А приходит в силу смены возраста и цифровизации поколение, для которых гражданские и политические права играют ключевую роль.
«Ведь противники и сторонники Лукашенко как раз и спекулируют на тематику, связанную с потерей работы, закрытием предприятием, потерей социальных гарантий и т.д.», – сказал Павел Мацукевич.
Что изменил 2020 год?Эксперты, тем не менее, уверены, что события 2020 года навсегда изменили белорусов.
По мнению Геннадия Коршунова, 2020 год во многом знаменателен тем, что у белорусов получилось создать огромного коллективного «другого», который есть «белорусы», и обеспечить его огромным багажом самых положительных коннотаций.
«Это тот случай, когда «мы» и чувство принадлежности к белорусам наполняет огромной гордостью. Это солидарность, это взаимопомощь, это потрясшее весь мир ненасильственное сопротивление. И это ощущение может стать основой национальной идеи и внешне-политического имиджа», – подчеркнул он.
Дарья Урбан обратила внимание на то, что у нас наконец появилась коллективная идентичность не с профессией, не с семьей, а с белорусами. Социолог считает, что это отличный фундамент, для того, чтобы развиваться и далее.
«А вот переломный момент наступит для нас тогда, когда (если появится такая возможность) именно граждане Беларуси возьмут на себя ответственность и будут строить свою страну. Либо мы и далее будем сужать поле собственных возможностей и декларировать ценности, которые на самом деле для нас не будут релевантными», – резюмировал Павел Мацукевич.