5 мая, Могилев /Сергей Кулягин - БЕЛТА/. В Беларуси сформирована комплексная система работы с детьми, вступившими в конфликт с законом. Об этом заявил на семинаре "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в системе исполнительной власти Республики Беларусь" в Могилеве министр образования Сергей Маскевич, передает корреспондент БЕЛТА.
Система включает три основных элемента: профилактика правонарушений среди несовершеннолетних, реабилитация детей, вступивших в конфликт с законом, и ресоциализация, то есть создание условий для жизни в социуме выпускников закрытых учреждений. "За последние годы в Беларуси многое сделано, чтобы снизить уровень преступности среди несовершеннолетних. Совершенствуется законодательство, развивается система социальных гарантий в отношении наиболее уязвимых групп детей, принят и реализуется ряд долгосрочных государственных программ, создана сеть учреждений, оказывающих помощь семье и детям", - сказал министр образования.
По его мнению, профилактическая работа с детьми, родители которых ненадлежащим образом исполняют родительские обязанности, и с детьми с девиантным поведением позволяет существенным образом влиять на состояние криминогенной обстановки в подростковой среде. Так, количество преступлений с участием детей за последние 10 лет сократилось на 47% (с 9028 в 2000 году до 4777 в 2010 году). Число несовершеннолетних, участвовавших в совершении преступлений, снизилось с 7769 до 3946, или на 49,2%.
В структуре подростковой преступности в 2010 году преобладали менее тяжкие и не представляющие большой общественной опасности преступления (91,8%). Доля особо тяжких и тяжких составляет 8,2%. Количество совершенных подростками особо тяжких преступлений, направленных против жизни и здоровья граждан, также сокращается. В 2010 году подростки совершили 12 убийств, что на 47% меньше, чем в 2009 году.
По словам Сергея Маскевича, причиной криминального или асоциального поведения ребенка чаще всего является семейное неблагополучие. Но не только дети из неблагополучных семей вступают в конфликт с законом. К сожалению, асоциальное поведение для некоторых ребят становится нормой, и ни родители, ни школа не могут оказать необходимого влияния на таких детей. Помочь таким детям можно только в условиях закрытой педагогической среды, в специальных условиях воспитания. "И чем раньше мы начнем работать с такими детьми, тем будет больший эффект", - считает министр.
Однако в представлении общественности существует мнение о судимости несовершеннолетних, когда они направляются в специальные учебно-воспитательные и лечебно-воспитательные учреждения. "Поэтому нам предстоит изменить это суждение, ведь данные учреждения выполняют исключительно реабилитационную миссию", - подчеркнул Сергей Маскевич. Он пояснил, что в закрытые учреждения помещаются несовершеннолетние, уже совершившие серию преступлений и правонарушений. Помочь им можно, только изъяв из асоциальной среды, ограничив возможности для ведения криминального образа жизни. Поэтому и предлагается законопроектом, принятым Палатой представителей в первом чтении, расширить перечень оснований для помещения подростков в такие учреждения.
Министр привел сведения из анкетирования воспитанников закрытых учреждений образования, проведенного Белорусским государственным университетом в прошлом году. Так, 90% детей считают свое помещение в данное учреждение справедливым. Почти 89% строят позитивные планы на жизнь после выпуска. 98% осуждают свое поведение до помещения в специальные учреждения и стремятся его исправить.
Согласно данным статистики, если в 2000-2005 годах 53-55% подростков, получивших среднее образование в закрытых учреждениях, в течение года совершали правонарушения, то в 2008-2010 годах - всего 3-5%. "Это говорит о том, что качественно изменилась система работы кадров, возросла в разы ее эффективность", - считает Сергей Маскевич.