Автогиганты КамАЗ и МАЗ все-таки будут объединены на выгодных для России условиях. Если Беларусь не отдаст актив МАЗа, то не получит кредит, а он стране, погруженной в экономический коллапс, нужен позарез.
Гендиректор российской компании Сергей Когогин решил взять объединение КАМАЗа и МАЗа в свои руки. Как писала БДГ ранее, 5 мая состоялось первое заседание рабочей группы по объединению КАМАЗа и МАЗа с целью определения дальнейшей программы действий.
В ходе переговоров в Минске между представителями ОАО МАЗ и ОАО КамАЗ не было достигнуто конкретных договоренностей. И хоть по всем основным вопросам стороны «нашли взаимное понимание», обсуждение плана совместных действий продолжится.
С белорусской стороны группу возглавили гендиректор МАЗа Александр Боровский и первый заместитель министра промышленности Иван Демидович. По информации пресс-службы, «сторонами были рассмотрены и согласованы вопросы для изучения», «согласован план по взаимодействию и дальнейшему обсуждения принципиальных вопросов».
Генеральный директор портала Автодилер.ру Олег Дацкив уверен, что объединение выгодно и Москве, и Минску. Продукция нового автогиганта будет пользоваться спросом на рынке, считает О.Дацкив.
"Продукция и "КАМАЗа", и "МАЗа" на постсоветском пространстве из машиностроения, наверное, наиболее востребована, потому что легковые машины ни в России, ни в Беларуси делать не умеют, – рассуждает О. Дацкив. – А вот МАЗы, КАМАЗы, коммерческая, грузовая техника – там с машинами все в порядке, ну помимо эргономики кабины, что может дать там тот же Mercedes очень быстро и хорошо. А у Daimler или того же MAN, если завозить все это из-за рубежа, то получается очень дорого".
Однако есть эксперты, которые сомневаются, что возможные производители добьются качества, близкого к европейскому.
Председатель профсоюза "Дальнобойщик" Валерий Войтко полагает, что "КАМАЗ" ошибся в выборе партнера по бизнесу, пишет "КоммерсантЪ".
"Я бы предпочел все-таки, оценивая рынок коммерческого транспорта для магистральных перевозок, ориентироваться на заводы европейских производителей, которые уже функционируют на территории РФ: Volvo, Scania, – считает В. Войтко. – Таким образом, мы сейчас при огромном количестве, мягко говоря, нареканий в сторону качества "КАМАЗа", попытаемся на этих самых площадях создать современное, близкое к европейскому качеству производство – сказать очень сложно".
Отметим, что параметры сделки пока далеки от согласования. Власти Беларуси настаивают на том, что объединение должно происходить на паритетных началах. Россия же настаивает на том, что справедливая цена – это 25% акций КАМАЗа за весь пакет белорусского автопроизводителя.
Если Беларусь не отдаст актив завода "МАЗ", то не получит кредита, сообщают российские "Известия" со ссылкой на источник в правительстве РФ. Деваться белорусам однако же некуда, сообщил источник, близкий к переговорам, слияние выставлено как условие получения Беларусью российского кредита. Минск просит в общей сложности три миллиарда евро.
"Если бы не потребность в кредите, Лукашенко и не начал бы переговоры о слиянии автозаводов, - говорит О.Дацкив.
"Белорусский лидер после выборов лишился поддержки европейского бизнеса и вынужден договариваться с Россией", - согласен Дмитрий Абзалов из Центра политической конъюнктуры.
При этом политолог считает, что все-таки 100% акций Лукашенко не отдаст. Однако Москва будет затягивать выдачу кредита, пока не получит серьезного "куска". "Возможно, Россия и согласится взять лишь 50% акций, но при условии создания единой сбытовой компании, - предполагает Д.Абзалов. - Сделка расторгается - МАЗ лишается сбыта в России".
Напомним, что идею объединения двух успешных заводов, производящих грузовики и другую коммерческую технику, выдвинул в марте премьер Владимир Путин. Российская сторона сразу обозначила свои требования: КамАЗ отдает 25% своих акций и получает 100% акций МАЗа (в крайнем случае - 75%). Взамен россияне обещают доступ к дилерской сети и станциям техобслуживания на территории России, а также качественные комплектующие, которые производят на российско-немецких СП в Набережных Челнах.