Евродепутат рассказал белорусам, чего ожидать от четвертого пакета санкций.
Недавно стало известно, что Евросоюз разработал документ по отключению Беларуси от SWIFT и заморозке активов всех крупных предприятий. Сайт Хартия97 поговорил с Евродепутатом Пятрасом Ауштрявичюсом о предстоящем четвертом пакете санкций.
– ЕС ввели три пакета санкций против режима Лукашенко. Тем не менее, репрессии против граждан Беларуси продолжаются. Как вы считаете, нужны ли более жесткие и эффективные меры против диктатора?
– Да, мы в это верим. Запад и Европейский союз, в частности, должны быть более активными, поэтому мы начали вводить санкции в отношении режима Лукашенко, но этого недостаточно. Мы должны это признать.
Ему было дано четкое послание, но мы не достигли предела, и то, что он сказал в эти дни о блицкриге от Европейского Союза в отношении Беларуси, абсолютно не соответствует действительности. Он живет в параллельном мире, поэтому мы должны принять все возможные меры, чтобы надавить и доказать ему, что мы не просто говорим, но у нас есть все средства повлиять на его положение и заставить его заплатить цену за свою не демократическую политику.
– Какие именно санкции против режима Лукашенко вы считаете необходимыми на данном этапе развития политической ситуации в Беларуси?
– Я бы увеличил количество адресных санкций, углубившись в силовые структуры, которые все еще лояльны Лукашенко. Этих санкций должно быть действительно много. Я говорю, наверное, о сотнях людей, которые вовлечены в эту жестокую борьбу против гражданского общества в Беларуси.
Во-вторых, что касается экономических санкций, я не думаю, что мы достигли всех экономических и юридических лиц, которые должны быть затронуты нашим решением.
Для меня важно не оставлять все как есть, а идти вперед и делать гораздо больше, и чем скорее, тем лучше.
– Министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис заявил, что в ЕС идет работа над четвертым пакетом санкций против режима в Беларуси. Что мы можем ожидать от него? Будет ли Литва добиваться от своих партнеров по ЕС ужесточения мер по отношению к диктатору?
– Я думаю, что да, я верю в это на самом деле. Инициатива «всебелорусское народное собрание», которую провел Лукашенко, стала еще одним доказательством того, что мы должны быть гораздо жестче и стараться добиваться от Лукашенко национального диалога, а не имитации национального диалога, а также уважения основных свобод. Я верю, что четвертый пакет придет очень-очень скоро. Это мое личное ожидание.
– В конце прошлого года в Минске послы 16 государств Евросоюза и глава представительства ЕС разработали документ, в котором излагаются четыре варианта политики в отношении Беларуси. Самый жесткий вариант предполагает разрыв дипломатических отношений, отключению Беларуси от SWIFT и заморозку активов всех крупных предприятий. Как вы считаете, надо ли вводить такие меры, если режим не остановит насилие над гражданами и преследование политических оппонентов?
– Если мы реализуем хотя бы одну из этих 3 или 4 жестких мер, это уже будет чем-то. Представьте, Беларусь отключена от SWIFT. Это был бы мощный удар по экономическому режиму, конечно, каждый гражданин или каждый потребитель почувствует это сразу. Но я думаю, что в проекции траектории политики Лукашенко я не отвергаю санкции или меры, которые вы упомянули.
Может, не разорвать дипломатические отношения, а понизить дипломатические отношения до очень низкого уровня. Я считаю, что мы должны идти этим путем. Хотя в этом плане мы должны оставаться на связи с гражданским обществом. Поэтому я не думаю, что мы исчерпали все меры из нашего пакета возможных санкций. Я надеюсь, что эта инициатива будет исходить не только от Литвы, но и от единомышленников и тех стран, которые лучше видят и понимают ситуацию в Беларуси. Они должны проявлять инициативу.