В чем причина?
Посла Китая Се Сяоюна не было среди других дипломатов на так называемом «Всебелорусском народном собрании».
При этом известно, что соответствующее приглашение, как и руководители остальных дипмиссий, Сяоюн получил. «Согласно протокольным правилам, белорусская сторона одинаково относится ко всем руководителям дипломатических миссий», — ответили в Министерстве иностранных дел на вопрос nn.by.
Однако еще в понедельник, 8 февраля, БелТА публиковала большое интервью китайского посла.
Возможно ли, что посол не захотел идти из-за риска коронавируса? Китайцы дома проводят в этом смысле строгую политику. Но эта версия выглядит спорно — известно, что дипломаты не вполне самостоятельны в своих действиях, так как выполняют приказы своего министерства. Китайцы здесь обычно консервативны — посол может проигнорировать мероприятие в другой стране, если из «центра» не пришло команды туда идти.
Как было в минском случае, непонятно. Техническое это или политическое отсутствие? Журналисты направили соответствующий запрос в посольство.
Известно, что несмотря на возвышенную политическую риторику, наше торговое сальдо с Китаем остается отрицательным, парк «Великий камень» продолжает существовать в эмбриональном состоянии.
Есть основания полагать, что Китай разочарован срывом вступления Беларуси во Всемирную торговую организацию. Кроме того, Китай негативно воспринимает конфликт Александра Лукашенко с Польшей, Литвой и Украиной, так как для реализации их концепции «Пояса и пути» важно, чтобы Беларусь имела хорошие отношения с соседями с выходом к морю.
Стоит отметить, что Китай поддерживает равные и довольно тесные экономические связи с Украиной, получившей свободный доступ на премиальный европейский рынок.