В большом интервью РБК глава белорусского МИД также дал прогноз по развитию интеграции между Беларусью и Россией и высказал личное отношение к БЧБ-символике.
Владимир Макей не согласился с постановкой вопроса РБК о том, что Беларусь после обострения отношений с ЕС осталась во внешней политике в связке с одной лишь Россией. Он сослался на свои контакты с европейскими политиками (уточнив, что эти контакты теперь неофициальные) и заявил, что его коллеги в ЕС «прислушиваются к некоторым аргументам, и я вижу, что рано или поздно эти наши официальные аргументы дойдут до них». Кроме того, Макей подчеркнул, что «есть порядка десяти стран», с которыми Беларусь за прошлый год нарастила торговлю, несмотря на пандемию и «политические нюансы».
Министр опроверг точку зрения, что сегодня Беларусь осталась во внешнеполитической сфере только с Россией, аргументировав это «нормальными отношениями со странами так называемой дальней дуги — с Китаем, Пакистаном, другими».
Что касается Евросоюза, то в отношениях с ним у Беларуси сегодня «временные трудности», которые «нужно пережить», заявил Макей. «Да, сегодня Европейский союз однозначно призывает к санкционному давлению на нашу страну с подачи тех беглых оппонентов власти, которые сейчас разъезжают по европейским городам и весям. Но я думаю, рано или поздно придет осознание того, что Беларусь имеет важное значение в том числе для Европейского союза. И сохранение государственности Беларуси, независимости и ее суверенитета имеют важное значение и для Европы. Пока они это, может, не очень отчетливо осознают, но это придет», - уверен глава МИД.
На вопрос о том, возможно ли преодоление «временных трудностей» при нахождении Лукашенко у власти, Макей ответил: «С кем они хотят работать — это зависит от них. Но решать, кто будет у власти, кому вести вперед Беларусь, будет белорусский народ. Вчера (на Всебелорусском собрании 11 февраля – Прим.), по-моему, очень четко прозвучала мысль о том, что абсолютно открыто, честно будут проведены и референдум, и следующие выборы. И это позволит нам действительно, скажем, с юридической точки зрения иметь четкие и полные основания для выстраивания нашего внешнеполитического, внутриполитического курса на будущее. Поэтому, что касается вашего вопроса, я хочу сказать: его нужно задать европейцам. С кем они хотят работать? Если они хотят отрицать очевидное и не работать с нынешней властью — это их право. Но уверен, что в данной ситуации в таком случае они проиграют. Мы готовы работать с европейцами, мы готовы обсуждать любые вопросы, мы готовы работать и с ОБСЕ по обсуждению ситуации в нашей стране, по нахождению путей выхода из этой ситуации. Но это не означает, что мы согласимся на те вещи, которые они предлагают: трансфер власти, безусловный уход нынешнего президента с поста, смена власти через революцию, через давление улицы и так далее, и тому подобное. Это абсолютно неприемлемо, потому что революция никогда ни к чему хорошему не приводила».
Макей также опроверг, что конституционная реформа в Беларуси запланирована по настоянию российских властей: «Они всегда говорили о том, что это выбор белорусского народа. И мы ценим такую позицию».
Министр подтвердил, что в конце февраля планируется встреча Путина и Лукашенко, однако не стал комментировать появившуюся в прессе информацию о планах Минска попросить на этих переговорах Москву о выделении 3 млрд долларов из кредита на АЭС.
Что касается перспектив интеграции Беларуси и России, то Макей опроверг мнение о «замороженных» процессах в этой сфере в связи с протестами в Беларуси. По его словам, «диалог по интеграционной проблематике не прекращался. Текущая рутинная работа проводилась».
Макей прокомментировал данные независимых социсследований, согласно которым в Беларуси уменьшается количество сторонников интеграции с Россией, а также оценил вероятность интенсификации протестов в случае углубления интеграции. По мнению министра, в случае, если интеграция не приведет к потере суверенитета Беларуси, она не вызовет отторжения у белорусов.
При этом Макей заявил о скептическом отношении к опросам, которые проводят структуры из-за рубежа. Однако признал, что «определенная часть представителей вот этих поколений X, Y, Z воспитана совершенно на западной культуре, на информации, почерпнутой из интернета, из социальных сетей».
«Это влияние не остановится, а будет продолжаться. Конечно же, власти, руководство Беларуси должны учитывать этот момент. Что еще очень важно, как мне кажется, что через давление мы не заставим молодежь изменить свою точку зрения. Молодежь нужно убедить. Для того чтобы убедить, надо показать, как мне кажется, конкретные возможности и перспективы для самореализации, для потенциала того или иного человека», - полагает Макей.
Он также согласился, что «и властям, и протестующим», следует воздержаться от навешивания ярлыков, а «подумать о том, что нужно в данной ситуации для белорусского народа».
«Но делать это не через революцию, не через улицу, а в рамках существующего законодательства. Да, это займет больше времени, такое поступательное движение вперед, но зато это будет подлинная демократия, зато это будет подлинное развитие человека и общества, а не то, что мы пытаемся извне насадить сюда такую управляемую демократию, как когда-то несколько лет назад существовал такой термин в Российской Федерации, изобретенный известным Владиславом Сурковым. Я категорически против такого. Я считаю, что вот эта подлинная демократия должна вызреть внутри общества. Это же касается и политических партий, о чем вчера сказал президент, — они должны действительно выкристаллизоваться внутри общества. Тогда они будут играть действительно ту роль, которую они должны играть в политической системе государства», - заявил Макей.
Журналист РБК попросил Макея также высказать личное отношение к идее признания бело-красно-белого флага экстремистским. Министр высказал мнение, что «к истории надо относиться бережно». По его мнению, белорусские историки «должны сесть и провести масштабное мероприятие, конференцию, обсуждение».
«Я понимаю и воспринимаю требования многих граждан, которые требуют запретить эту символику и объявить этот флаг экстремистским, потому что действительно под этим флагом совершалось много преступлений против белорусского народа. Конечно же, это вызывает отторжение, но я полагал бы, что с учетом того, что этот год объявлен годом Всенародного единства, нам нужно очень внимательно отнестись к этой теме. Как бы какие-то резкие, запретные вещи, решения, не привели к тому, что это, наоборот, вызовет какое-то отторжение в участии общества, если даже это небольшая часть общества», - заявил Макей.
«Пока решение не принято. Я просто внимательно слежу за дискуссией. Я еще раз говорю, что я вижу и знаю, что под этим флагом совершалось много преступлений, но надо все взвесить с точки зрения будущего развития нашего государства», - резюмировал глава МИД.
Владимир Макей также опроверг информацию о том, что из МИД после президентских выборов уволилось от 70 до 100 сотрудников. По его заявлению, в таком случае министерство перестало бы работать, так как является небольшим. «Мое личное мнение: если ты не согласен с той политикой, которую проводит государство (а ты работаешь не на личность, а на государство), то ты должен принимать соответствующее решение», - сказал Макей. Он уточнил также, что «в целом где-то порядка 5–6% уволились».
«Когда произошли эти события, после 9 августа, я два раза собирал своих сотрудников и говорил: «Коллеги, определитесь сами. Если вы хотите работать дальше на государство, если вы чувствуете, что можете работать, давайте работать. Если не можете, тогда принимайте решение. Будьте мужиками, имейте стержень. Примите решение, уходите, работайте в других сферах». Частью, как я сказал, это было услышано. Я никогда не удерживал тех людей, которые приняли соответствующее решение и сказали, что будут уходить. Я думаю, что человек, который чувствует двойственность в душе, не сможет эффективно работать на государство», - заключил Макей.