Вероятно, это связано с тем, что за преступников заступился сам Лукашенко.
14 апреля Гомельский областной суд вынес приговор четырем жителям деревни Пуховичи Житковичского района по делу об убийстве ими односельчанина Николая Макаревича, которого они подозревали в совершении поджогов в деревне.
Сергей Алиферович приговорен к пяти годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии усиленного режима, Игорь Макаревич — к трем годам лишения свободы в колонии усиленного режима. Александр Петрученя и Татьяна Юхневич — к двум годам ограничения свободы.
Суд признал их виновными в убийстве (статья 139. часть 2). Наказание по этой статье предусматривает лишение свободы на срок от восьми до 25 лет, или пожизненное заключение, или смертную казнь.
При вынесении решения судом была применена статья 70 УК (назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление).
В январе 2009 года Александр Лукашенко публично заступился за обвиняемых. Они были освобождены из СИЗО и находились до суда под домашним арестом.
На совещании по усовершенствованию уголовного законодательства он обратился к председателю Верховного суда Валентине Сукало:
«Пожалуйста, завтра вы их отвезите в деревню, я вас прошу, пусть они живут в деревне, а вы ведите свое уголовное дело. Отвезите людей в деревню, и пусть эти старики (на самом деле обвиняемым 29, 35 и 37 лет – прим. пресс-центра Хартии’97) работают там, находятся в своих семьях, а вы их приглашайте и допрашивайте, это для них будет лучше, чем сидеть в следственном изоляторе. Я бы попросил, чтобы вы лояльно вели это уголовное дело и очень вас прошу, отнеситесь как к своим родным людям. Ну негодяй, он людей терроризировал, целую деревню, если уж мужики на это пошли, наверное, они действительно возмущены были, и все ж простые люди на их стороне….. Нельзя их сажать! Что это — великий человек погиб? По тюрьмам скитался, пришел и еще терроризирует целую деревню».
После выступления Лукашенко к пропагандистской кампании, оправдывающей «суд Линча», подключились провластная газета «Советская Белоруссия» и государственное телевидение.
Однако, как выяснилось во время судебных разбирательств, на счету убитого Николая Макаревича было всего два поджога – и за них он отбыл тюремный срок. Также опрошенные милиционеры заявили, что на Макаревича не поступало никаких жалоб. Кроме того, убийство этого человека резко осудили односельчане. Еще до начала суда они отправили письмо Лукашенко с просьбой наказать убийц по всей строгости закона.