Инициатива латвийского кабинета министров о сокращении своей зарплаты пока не нашла поддержки в белорусских коридорах власти.
На днях глава латвийского правительства Ивар Годманис сам написал заявление с просьбой снизить ему зарплату на 15 процентов. Такие же заявления начали подписывать и министры его кабинета. Политический обозреватель ежедневной латвийской газеты «Телеграф» Александра Глухих в интервью «Еврорадио» высказала мнение, что такой поступок вызван, скорее всего, приближением выборов в Европарламент.
«Ну, конечно, это в какой-то мере популистский шаг, где-то они хотели «быть поближе к народу», поэтому требовали, чтобы им, так же, как и всем простым налогоплательщикам, были снижены зарплаты. Здесь нельзя забывать, что у нас приближаются выборы в Европарламент. Поэтому все политики помнят о том, что о них думают налогоплательщики, и, соответственно, их же выборщики», - объясняет Александра Глухих.
Правда, обозреватель «Телеграфа» не исключает и того, что в решении латвийского премьера и его министров сыграла определенную роль и очень напряженная экономическая ситуация в стране. Таким шагом они пытаются немного «сбить» уровень напряженности в обществе. Кстати, из-за финансового кризиса в Латвии все государственные чиновники начали получать сокращенные зарплаты.
Беларусь также затронул кризис. Но, как сообщил пресс-секретарь премьер-министра Беларуси Александр Тимошенко, повторять поступок своего латвийского коллеги наш премьер не собирается. По крайней мере, говорит, он ничего о таких планах своего шефа не знает.
Руководитель пресс-службы Министерства промышленности Александр Балышев прежде всего переспросил у «Еврорадио», что на этот счет сказал пресс-секретарь белорусского премьера. А потом признался, что министр промышленности Анатолий Русецкий, а следом и другие чиновники этого учреждения, поступят со своей зарплатой так, как прикажут сверху.
«Мы у них в подчинении находимся. Поэтому, что он сказал - это в равной степени может распространяться и на все министерства», - заявил Александр Балышев.
Заместитель министра экономики Андрей Тур признался, что ничего об инициативе латвийского премьера не слышал. Поэтому ничего на этот счет ни относительно министра Николая Зайченко и его зарплаты, ни относительно себя сказать не может.
«Первый раз слышу про эти дела латвийские. Поэтому ничего не могу сказать. И мне тяжело сказать, как я могу относиться к этой инициативе, о которой я не знаю. Вы мне сейчас озвучили, я это слышу первый раз, а вы хотите, чтобы я сразу что-то взял и на этот счет ответил. Подумайте сами: у вас какая-то информация появилась и вы бух – на меня вываливаете. Что я могу сказать? Да ничего! Да и на этот счет что можно говорить?!» - недоумевал Андрей Тур.
А заместитель председателя Постоянной комиссии по денежно-кредитной политике и банковской деятельности «палаты представителей» Александр Шевко хотя и признался, что ничего не знает об инициативе латвийских чиновников, но сразу начал рассуждать, поможет ли этот шаг справиться с экономическим кризисом страны.
«Чтобы на этот вопрос ответить, надо посмотреть: что это даст? Есть определенная информация о развитии экономического кризиса, и я знаю, что ситуация, которая сегодня раскручивается в Прибалтике, на Украине, очень сложная. Поэтому они и принимают крайние меры. В том числе и эта инициатива правительства. Я считаю, что в Беларуси мы еще до этого не подошли, и ставить так вопрос относительно нас, наверное, некорректно», - уверен Александр Шевко.
В результате заместитель председателя Постоянной комиссии пришел к выводу, что принимать или нет такие «крайние меры», на которые решились премьер и министры в Латвии, их белорусские коллеги могут только по результатам работы белорусской экономики в первом квартале текущего года.
«Этот вопрос можно будет начать обсуждать тогда, когда уже будет видно – какая ситуация раскручивается в экономике. Сегодня у нас ситуация более-менее управляемая. Думаю, по результатам первого квартала что-то можно будет говорить. Сегодня это делать тяжело», - убежден Александр Шевко.