Кто потакает шкурным интересам номенклатурно-силовых фаворитов из бизнеса. Как скрывают коррупцию, раздолбайство и халтуру.
Взяли кредит, произвели, отгрузили, отчитались – деньги за товар не получили. Денег на счете хронически не хватает. Налоги платить нечем. На выплату зарплаты вынуждены брать кредиты. Рассчитываться с поставщиками – через пень колоду. Купить на рынке профессионалов в сфере управления, маркетинга, брендинга – жаба душит, да и вышестоящее начальство не позволит, пишет известный экономист Ярослав Романчук.
Для выполнения нового витка производства нет денег. Опять с протянутой рукой в банк. До этого – за госгарантиями в правительство или с челобитной в министерство/исполком. Пробили, получили, закупили, произвели, отгрузили, отчитались, премии получили – а оплаты за товар снова нет.
Вот так работает ~60% белорусских государственных предприятий. У них остро не хватает оборотного капитала. Их имущество и активы заложены и перезаложены. Они взяты в плотное кольцо частных компаний – пылесосов/прокладок. Вот поэтому 2020-ый год, с точки зрения расчетов был очень негативным.
В 2020 году дебиторская задолженность выросла на 21,2%, до 50,14 млрд рублей. Из этой суммы просроченная задолженность составила 7,76 млрд рублей. Внешняя дебиторка (отгрузили, но оплату не получили) повысилась на 33,5%, до 12,64 млрд рублей. Это не много, не мало – 8,6% ВВП. Произвели, отгрузили, а плату не получили. Вместо ценности и пользы получили отток капитала. Перефразируя классиков, можно заявить: «Такой ВВП на не нужен!»
В 2016 - 2020 годы, когда экономика в среднем за год росла на 0,7% ВВП, дебиторская задолженность росла среднегодовыми темпами в 13,5%. За этот период она увеличилась на 67,4%, на 20,2 млрд рублей. Темпы роста внешней дебиторки оказались еще выше – 73,6% за пять лет или 14,7% в среднем каждый год.
Второй важный показатель для оценки состояния расчетов – кредиторская задолженность, т. е. сколько денег должны сами предприятия своим поставщикам/партнерам. За 2020 год кредиторка увеличилась на 12,8%, до 61,49 млрд рублей. Внешняя кредиторка выросла на 16,5%, превысив 13 млрд рублей.
В период 2016-2020 годы кредиторская задолженность в номинальном выражении увеличилась на 55,3%, на 21,9 млрд рублей. Среднегодовые темпы увеличения кредиторки превысили 11%. Это в 15,7 раз больше, чем увеличивался за этот период ВВП.
Резкое ухудшение платёжной дисциплины – это удар по финансам предприятий. Это втягивание их в долговую воронку, плодородная почва для разного рода рейдерских схем. Манипуляции с оплатой товаров и услуг со стороны госпредприятий превратились в щедрую коррупционную кормушку. Руководители предприятий по согласованию со смотрящими или на свой страх и риск сами решают, кому платить, а кого кинуть. В условиях ОМОНоправа, когда «иногда не до закона» рассчитывать на судебную систему для выбивания долгов не приходится.
Третий параметр для определения финансового состояния предприятий и их способности выполнять свои обязательства – долги по кредитам. В 2020 году они выросли на 23,8%, до 96,93 млрд рублей. За 2016-2020 годы долги по кредитам и займам выросли на 63,4%, на 37,6 млрд. Т. е. в течение V-ой пятилетки долги по кредитам росли в среднем за год на 12,7%.
А теперь сравним среднегодовые темпы роста в период 2016-2020гг. десяти показателей:
1) ВВП – меньше 0,7%
2) промышленности– 2,3,%
3) сельского хозяйства – 2,4%
4) инвестиции в основной капитал – минус 1,3%
5) дебиторская задолженность - 13,5%
6) кредиторская задолженность - 11%
7) долги по кредитам – 12,7%
8) государственный долг в BYN-рублях – 15,1%
9) зарплаты в $-долларах – 8,3%
10) пенсии в $-долларах – 6,3%
Таким образом, динамика финансовых, платёжных параметров белорусской экономики в 2016-2020 годы позволяет дать управляющим модели Совок/Госплан следующие характеристики:
1) очковтирают галочно-палочными валовыми показателями,
2) расточительствуют, пожирая будущее страны,
3) тратят незаработанное, незаслуженное – плевать на производительность труда,
4) омертвляют оборотку, затягивая долговую петлю на шее страны,
5) кормят коррупционеров и схематозников,
6) игнорируют инвестиционные провалы и ошибки,
7) потакают шкурным интересам номенклатурно-силовых фаворитов из бизнеса,
8) гробят человеческий, предпринимательский и творческий потенциал беларусов,
9) обнуляют свои долги при помощи инфляции, девальвации и «кидалова», обнуляют надежды людей на справедливость и равенство перед законом,
10) шельмуют сознание людей статистическими фейками, методологической фальшью и агрегированием вранья.