Власти тушат пожар керосином.
Еще одна аналогия по поводу постановления №100. На этот раз с пожаром.
«Понимание того, что запретами невозможно обеспечить изобилие, на мой взгляд, элементарное. Поэтому я не представляю, какую задачу ставили перед собой изобретатели постановления Совета министров № 100 о заморозке цен на социально значимые продукты и лекарств», — задалась вопросом эксперт Аналитического центра «Стратегия» Виктория Василевич, сообщает «Салідарнасць».
Аналитик уверена, что методы административно-силового регулирования для экономики неприемлемы.
— Приказано остановить цены: стой — раз-два! Но ни одна жесткая корректировка в ценообразовании не привела ни к остановке роста цен, ни к наличию товаров на полке.
Что касается лекарств, я посмотрела весь список, это в основном белорусские препараты, предназначенные для лечения простудных заболеваний. Естественно, белорусские производители используют импортные составляющие. Поэтому все, что можно будет заместить сейчас местным «клевером», будет заменено. И если мы много слышали о некондиции белорусских лекарств, то сейчас, полагаю, услышим еще больше.
Если говорить о продуктах, то там есть, например, сметана и творог. Мы их давным-давно получаем из пластмассы, потому что все прекрасно знают, что вся продукция с ферм уходит в виде сухого молока за пределы Беларуси.
Но, если раньше добавлялись какие-то дорогостоящие «пластификаторы» для того, чтобы мы видели более-менее подходящий творог, то теперь будет нечто подешевле. Если раньше в майонезе мы видели 30-40 % крахмала, то сейчас будем видеть больше. Возвращаемся во времена радикального снижения качества товаров и исчезновения их с прилавков, — констатирует аналитик.
Она не исключает того, что часть юридических лиц смогут не руководствоваться данным постановлением.
— Я могу предположить, что каким-то конкретным юридическим лицам будет отдельным указом разрешено формировать цены как угодно со ссылкой на то, что они будут производить, например, экологически чистые продукты из настоящего мяса и молока.
У нас есть масса способов делить людей на тех, кто народ, и на тех, кто сливки общества, на которых не распространяется законодательство, — отметила эксперт.
Данное постановление, как и большинство инициатив властей в последнее время, в том числе письмо с предложениями КГК о повышении налогов, она комментирует, приводя житейскую аналогию:
Горит пожар. Мы тушим его в то время, как другая сторона разжигает, подливает туда керосинчик. И это то, что им надо. Поэтому никакого тушения не произойдет, сколько бы мы ни объясняли, что горит, что нужно тушить, нужно сохранять, спасать и отстраивать.
— С той стороны говорят, ничего подобного, этого здесь не будет и вас здесь не будет. Такие разные у нас цели. Поэтому «сотое» постановление, как черный флаг с черепом и костями, взвилось с тем, чтобы из наших магазинов пропали макароны и мука, — подытожила Виктория Василевич.