Новости БеларусиTelegram | VK | RSS-лента
Информационный портал Беларуси "МойBY" - только самые свежие и самые актуальные беларусские новости

Надо атаковать

13.03.2021 политика
Надо атаковать

Как оказывать давление на представителей власти.

Срджа Попович был одним из лидеров сербского молодежного движения «Отпор», который помог свергнуть Слободана Милошевича в октябре 2000 года. После победы революции он основал центр прикладного ненасильственного действия и стратегий (CANVAS), а в 2015 году вышла его книга «План революции».

Попович рассказал «Радыё Свабода», как сербская оппозиция пыталась перетянуть на свою сторону силовиков, почему активистам следует читать китайского стратега Сунь Цзы и чем борьба с диктатурой похожа на футбол.

Почему революция 2000 года в Сербии была успешной

Прежде всего, мы многому научились из наших предыдущих ошибок за 10 лет борьбы. У нас было много стратегического планирования, и очень важным было объединение оппозиции.

Вторым козырем была ставка на молодежь. «Отпор» начался как студенческое движение и расширился на всю страну.

Еще один момент-документирование фальсификаций на выборах. От 1996-97 годов — когда Милошевич проиграл местные выборы — мы знали, что важно иметь людей возле избирательных урн и иметь доказательства действительных результатов выборов. Это важно показать не только людям внутри страны, но и в коммуникации с международным сообществом. Мы работали с большой зонтичной структурой гражданских инициатив, которые обеспечили 30 тысяч наблюдателей на выборы 2000 года.

Мы знали, что оппозиция победила. И это не были наши слова против слов Милошевича — были материальные доказательства, что он проиграл выборы 2000 года.

Еще одной сущностно важной частью стратегии «Отпора» была работа вне больших городов, работа не только с обычными сторонниками демократии, не только с городским и более образованным населением, которое было более склонно поддерживать демократию.

Сербия в 2000 году начала всеобщую забастовку. Произошел переход от просто уличных протестов к более широкой тактике отказа от сотрудничества. И это затронуло и тех, кто занят физической работой, а не только более образованных людей и городских жителей.

Последнее в этом списке, но очень важное — то, что мы были готовы к переходу власти. Одно дело — заставить плохого руководителя уйти. Другое дело — построить демократию. Это долгий, болезненный и намного менее захватывающий процесс. Нового президента привели к присяге через 7 дней после того, как Милошевич признал поражение. А мэра Белграда — ведь оппозиция победила и на местных выборах — привели к присяге в вечер сразу после выборов. Восстановить фундаменты власти и сделать их как можно более демократичными — очень важная вещь, если вы хотите организованного перехода.

Как оппозиция работала с государственными чиновниками и силовиками

Сербская оппозиция и молодежное движение понимали структуру власти Милошевича. И, имея на начальном этапе поддержку среди городских жителей, более образованных, студенческого движения, интеллектуалов, они расширяли влияние на более нейтральные части общества, среди которых были бизнесмены и государственные служащие.

Велись разговоры с армией. Сербская армия базировалась на системе призыва, и она была не очень довольна пятью гражданскими войнами. Милошевич не мог рассчитывать на армию, и его инструментом угнетения была полиция. Поэтому мы знали, что если сумеем построить коалицию всех, кроме полиции и партии Милошевича, мы можем в итоге победить.

Также было много коммуникации с полицией, особенно на местном уровне. Одно из правил ненасильственной борьбы, которое мы изучили с течением лет, — это то, что если вы сумеете вызвать переход сил безопасности на свою сторону, то вы имеете большие шансы победить.

Часть этого — понять, что полицейские — это просто мужчины и женщины в полицейской форме. И очень важно было работать с полицией на низовом уровне. Были не просто ежедневные контакты на улице, а было сознательное усилие убедить этих людей, что им самим будет лучше, если Милошевича не будет у власти. Была целая кампания убеждения — от символических действий, когда дарили цветы, до более стратегических вещей.

Например, среди сербских футбольных фанатов были насильственные группировки. Футбольные фанаты ненавидели Милошевича, но их понимание протеста было такое: выйти и начать драку с полицией. И наше движение организовало дружины безопасности, чтобы защищать полицию, которая нас арестовывала, от фанатов, которые нас поддерживали. Этим мы хотели убедить полицию, что мы ненасильственное движение. Мы также понимали, что акты насилия могут вызвать реакцию, пропаганда может их использовать против движения, и они также уменьшат массовость. Есть исследования, которые показывают, что движения, в которых есть насильственное крыло, имеют меньше шансов на успех.

Последние новости:
Популярные:
архив новостей


Вверх ↑
Новости Беларуси
© 2009 - 2024 Мой BY — Информационный портал Беларуси
Новости и события в Беларуси и мире.
Пресс-центр [email protected]