Россия с каждым месяцем преподносит белорусским нефтеперерабатывающим заводам неприятные подарки в виде повышения экспортных пошлин. Новая формула экспорта бензина ударит по доходности белорусских НПЗ. Эксперты не исключают, что следом повысятся и цены на нефтепродукты на внутреннем рынке.
Россия в текущем году ежемесячно пересматривает размер нефтяных пошлин исключительно в сторону повышения. И если очередное повышение пошлин на нефть не станет для Беларуси неожиданным, то пошлины на автобензины довольно болезненны.
К слову, если повышенная экспортная пошлина на бензины сохранится, то в июне она может составить около 420 долларов за тонну (с 1 мая пошлина на автобензины повысилась на 44% - до 408,3 доллара за тонну).
Напомним, что Россия дифференцировала пошлины на нефтепродукты, установив отдельную повышенную ставку для автобензина с 1 мая, определив ее в размере 90% от ставки на нефть. До мая экспортная пошлины для всех светлых нефтепродуктов была единой и составляла 67% от пошлины на нефть.
Действующие договоренности по нефти обязывают белорусские предприятия установить аналогичные пошлины, которые, что самое неприятное, пойдут в российский бюджет. Это значит, что НПЗ ждет падение выручки от экспорта нефтепродуктов.
С 1 июня экспортная пошлина на нефть в России, как ожидается, вырастет до $462,1 за тонну. В настоящее время пошлина на нефть составляет $453,7 за тонну. Таким образом, экспортная пошлина вырастет на 1,85%, пишет Finmarket.
Льготная ставка пошлины составит с 1 июня $217,5 за тонну по сравнению с пошлиной в размере $211,7 за тонну, действующей в настоящее время. Таким образом, льготная ставка пошлины увеличится на 2,74%.
Пошлина на светлые нефтепродукты с 1 июня составит $309,6 за тонну, на темные - $215,8 за тонну. В настоящее время пошлина на светлые нефтепродукты составляет $304 за тонну, на темные - $211,8 за тонну.
Если на июнь правительство РФ сохранит запретительный характер пошлин на экспорт бензина, то пошлина на бензин составит $415,8 за тонну.
Причиной таких действий российского правительства стал кризис на топливном рынке России, а именно — дефицит нефтепродуктов. По словам аналитиков, к этому привели попытки правительства с помощью административного ресурса сдержать рост цен. Нефтяники были вынуждены подчиниться, но при этом заметно нарастили экспорт, оголив внутренний рынок.
Проблема усугубилась и введенными требованиями продавать с 2011 года бензины не ниже класса «Евро-3». Но лишь часть российских НПЗ смогло наладить производство продукции в тех объемах, которые они прежде поставляли на рынок.
Как подчеркивает белорусский эксперт в области энергетики Татьяна Маненок, долго сдерживать цены на бензин в России, несмотря на указание премьера Владимира Путина, было невозможно. Несколько российских регионов столкнулись с острым дефицитом топлива, в результате чего ряд АЗС вынуждены были даже приостановить работу.
Правительству России пришлось в срочном порядке искать пути выхода. В итоге было принято решение ввести для НПЗ экспортную пошлину на автобензины до запретительного уровня с тем, чтобы нефтяники переориентировали свои поставки на внутренний рынок.
Однако повышение пошлины, согласно двусторонним договоренностям, касается и белорусских НПЗ. Причем, несмотря на сверхвысокую пошлину, заводы должны и далее экспортировать нефтепродукты: задания по экспорту никто не отменял. В 2011 году, напомним, на внешний рынок планируется поставить 10,2 млн. тонн нефтепродуктов на сумму почти 7 млрд. долларов. Доля нефтепродуктов в общем объеме белорусского экспорта должна составить 23,6%.
Аналитики едины во мнении: новая формула экспорта ударит по доходности белорусских НПЗ.
Конечно, надо учитывать, что в структуре экспорта белорусских нефтепродуктов основную долю занимают не автобензины, а дизтопливо, пошлина на экспорт которого повысилась незначительно.
«По оценочным данным, доля дизтоплива в структуре экспорта белорусского горючего составляет около трети, автомобильных бензинов и мазута - меньше 20%», - отмечает Т.Маненок.
Тем не менее, по словам эксперта, рост пошлины на автобензины — это болезненный удар по нефтянке, который приведет к падению выручки от экспорта.
«Прежде всего это касается Мозырского НПЗ, большую долю экспорта которого занимают бензины», — констатирует Т.Маненок.
Ситуация усугубляется тем, что Россия ухудшила условия экспорта автобензинов в и без того сложный для белорусской нефтянки период. По данным аналитиков, в первом квартале 2011 года Мозырский НПЗ, например, и так сработал с убытком примерно в 57 млн. долларов.
Оценивая ситуацию в отрасли, один из профильных экспертов пояснил Прайм-ТАСС, что ухудшение финансовых результатов белорусских НПЗ обусловлено не только резким ростом мировых цен на нефть, но и снижением прибыльности экспорта нефтепродуктов вследствие отставания роста экспортных цен на нефтепродукты от цены на сырье, а также ростом реализации горючего на внутреннем рынке, которая для нефтепереработчиков является убыточной.
Как писала БДГ ранее, в связи со сложным финансовым положением белорусские НПЗ даже обратились в правительство с просьбой отменить для них обязательную продажу валютной выручки в размере 30%.
Новые условия поставок автобензинов на внешние рынки могут привести к еще более значительному росту убыточности.
Эксперт Татьяна Манёнок, со своей стороны, подчеркивает, что пока не ясны сроки действия новой экспортной пошлины на автобензины.
«Не думаю, что Россия установила пошлины надолго. Это решение было приятно в целях снятия проблемы дефицита нефтепродуктов на внутреннем рынке. Полагаю, что его приняли на какой-то период. Если бы решение было долгосрочным, то, мне кажется, уже последовала бы реакция Минска», — считает аналитик.
Между тем дальнейшее ухудшение финансового положения НПЗ может отразиться на потребителях. Эксперты не исключают, что концерн «Белнефтехим» может еще раз повысить цены на нефтепродукты на внутреннем рынке.