В среду, 18 мая, продолжился суд по уголовному делу Виталия Рымашевского, Владимира Некляева, а также Александра Федуты, Андрея Дмитриева, Анастасии Полаженко. Подсудимые выступили с последним словом.
Экс-кандидат в президенты Виталий Рымашевский сказал, что сожалеет о том, что суд отказался просматривать видеоматериалы, которые свидетельствуют о его непричастности к штурму Дома правительства.
"Я просил обеспечить Дмитрия Корзюка (главу ГАИ ГУВД) безопасность движения людей и транспорта, но этого не было сделано", - сказал В.Рымашевский.
Однако, по его словам, этот человек намеренно не явился в суд, чтобы выступить в качестве свидетеля, а ранее дал заведомо ложные показания, в связи с чем обвиняемый призвал суд привлечь Д.Корзюка к ответственности.
В последнем слове он также выразил сочувствие судье за то, что она вынуждена вести этот процесс в отношении обвиняемых, "которые являются достойными людьми".
"Несправедливый суд - один из самых тяжких грехов на этом свете. Потому что еще неизвестно, что тяжелее - лишить человека жизни, или лишить его веры в правосудие, в человеческую справедливость", - сказал В.Рымашевский.
Он призвал судью и прокурора раскаяться в своих поступках, в том числе и посредством церковного покаяния.
Начальник избирательного штаба экс-кандидата в президенты Владимира Некляева Андрей Дмитриев сожалеет, что власти и оппозиция не договорились о проведении безопасной массовой акции в день президентских выборов.
Выступая с последним словом в суде Фрунзенского района Минска, он отметил, что и власть, и оппозиция понимали, что "площадь будет". "Если и вы понимаете, и мы понимаем, так давайте договариваться", - сказал он.
Андрей Дмитриев также подверг критике позицию Сергея Сидорского, занимавшего на момент выборов президента Беларуси пост главы правительства, который не вышел к участникам акции для переговоров.
"Долг премьера - объяснить своим гражданам, что происходит в стране, что происходит вокруг, чем он сам, как глава правительства, занимается. Если он не может этого сделать или не хочет - то кто он тогда и зачем он нужен?", - задал вопрос А.Дмитриев.
Он подчеркнул, что власть "сама все сделала для того, чтобы площадь закончилась кроваво".
Обвиняемый Дмитриев осудил штурм Дома правительства. "Эти несчастные пять стекол изменили будущее страны. То, что началось после этого, заслуживает другой оценки. Но на этой площади были и другие люди, которые просто стояли, а потом хотели уйти, но их догнала милиция. Потому догнала, что кому-то нужна другая Беларусь", - сказал А.Дмитриев.
"Я верю, что в Беларуси должна быть прозрачная власть, и буду делать для этого все, что в моих силах", - сказал он.
Обвиняемый заявил, что признает свою вину, но частично, только в той части, "что шел по проспекту.
Активист штаба Некляева Александр Федута заявляет, что только благодаря судебному процессу смог получить полную картину событий 19 декабря 2010 года и дать им верную оценку.
"Работа высокого суда - не следствие, а именно судебный процесс - помогла мне разобраться, что же на самом деле произошло 19 декабря", - заявил он в суде Фрунзенского района Минска, где продолжается слушание его дела.
"Помимо прочего, я выяснил, что 19 декабря сотрудники милиции вежливо, с матами, избивали людей, забрали у них аппаратуру. Что кандидат в президенты, за которого еще 40 минут будут голосовать люди, избит, увезен в больницу, где врачи рьяно исполняли свои обязанности и клятву Гиппократа: меняли ему диагноз несколько раз. А потом так рьяно защищали права человека, что один из них даже заслужил должность главного врача больницы", - сказал А.Федута.
"Я очень высоко оцениваю усилия МВД по организации этой провокации. Они, а точнее, глава МВД, допустили только одну ошибку. Надо было встретиться с кандидатами на площади, если они этого просили", - сказал А.Федута.
Как сообщает "Интерфакс-Запад", А.Федута заявил, что он сам и его соратники также допустили ряд ошибок. В частности, А.Федута указал на неполное знание национального законодательства. Кроме того, он подверг критике разобщенность сил белорусской оппозиции.
Обвиняемый выразил уверенность, что рано или поздно в Беларуси будут исполняться нормы Конституции, судебная власть будет независимой. "Нужно уметь разговаривать со своим народом", - сказал А.Федута, характеризуя промахи оппозиции.
Он признал свою вину в том, что из-за действия его лично и его кандидата молодые люди, участвовавшие в массовой акции, получили тюремные сроки.
Заместитель председателя зарегистрированной в Чехии организации "Молодой фронт" Анастасия Полаженко заявила, что не считает тот условный срок, который попросил для нее гособвинитель, благом для себя.
"Я крайне скептично относилась к этому суду, потому что наши приговоры, которые будут оглашены, по сравнению с теми приговорами, которые будут вынесены Статкевичу и Уссу, ничего не значат", - сказала А.Полаженко, выступая с последним словом в суде Фрунзенского района Минска.
По ее словам, она могла бы выразить благодарность прокурору, который потребовал для нее условный срок, но не будет этого делать.
"Я не могу понять, и другие люди не могут, почему они и их дети за выход на площадь должны лишаться свободы и иметь сломанные судьбы. Я бы могла молчать, потому что получаю условный срок. Но мой любимый человек находится за решеткой, и я не могу молчать", - сказала А.Полаженко.
Она заявила, что намерена продолжать свою деятельность после того, как выйдет из зала суда.
А. Полаженко пожелала суду, чтобы и он "когда-нибудь стал свободным в своем волеизъявлении.
Экс-кандидат в президенты Беларуси Владимир Некляев предлагает властям республики, которые, по его мнению, оказались "в тисках экономического кризиса", создать штаб национального спасения.
"Необходимы неотложные действия, чтобы избежать утраты независимости из-за проблем в экономике", - сказал он, выступая в суде Фрунзенского района Минска с последним словом.
"Власти отказываются от репрессий, а мы отказываемся от требования новых выборов. На этом основании создается комитет национального спасения. Сама власть не сможет (изменить ситуацию в стране). Нельзя допустить, чтобы под обломками этой власти и экономики была похоронена независимость Беларуси", - сказал он.
В ответ на это судья попросила обвиняемого высказываться по существу, но В.Некляев заявил, что "существенней этого ничего не бывает", и продолжил свою речь, не изменив ее характера.
Он отметил, что его судят за то, что он пытался стать президентом. "Но я им не стал. Меня судят за "площадь", но до площади я не дошел. Я не делал ничего из того, в чем меня обвиняют", - сказал В.Некляев.
По завершении последнего слова Некляева, судья сообщила, что приговоры Некляеву, Рымашевскому, Федуте, Возняку, Дмитриеву и Полаженко будут оглашены 20 мая в 16 часов.
Как писала БДГ, что государственный обвинитель в суде Фрунзенского района Минска во вторник попросил назначить наказание экс-кандидатам в президенты Беларуси Владимиру Некляеву в виде лишения свободы на 3 года с отсрочкой наказания на 2 года, Виталию Рымашевскому - 2 года условно с испытательным сроком на 2 года.
Прокурор также попросил суд приговорить активистов избирательного штаба В.Некляева Алесандра Федуту к 2 годам лишения свободы условно с испытательным сроком 2 года, Сергея Возняка - к 2 годам лишения свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа с отсрочкой наказания на 2 года.
Сторона обвинения попросила также суд назначить наказание заместителю председателя зарегистрированной в Чехии организации "Молодой фронт" Анастасии Полаженко в виде 1,5 лет лишения свободы условно, с испытательным сроком на 1 год, руководителя избирательного штаба В.Некляева - к 3 годам лишения свободы условно с испытательным сроком 2 года.