Правительство и Нацбанк Беларуси в понедельник-вторник примут решения для стабилизации ситуации на валютном рынке, которые "определят своего рода "дорожную карту" белорусской экономики. Беларусь вступает в фазу мучительной социально-экономической ломки, считают эксперты.
"Дорожная карта" – излюбленный термин премьер-министра Беларуси. Еще в феврале на внеочередном заседании сессии Палаты представителей депутаты единогласно одобрили программу деятельности правительства на 2011—2015 годы. Представляя эту программу, М.Мясникович сообщил, что "это своего рода дорожная карта правительства по выполнению задач, поставленных Всебелорусским народным собранием и президентом" (см. БДГ от 24 февраля).
Теперь задачи сменились. И кардинально.
Сегодня Беларуси придется соглашаться либо на продажу активов своих предприятий, либо на условия МВФ, которые предлагают жесткую программу структурных реформ белорусской экономики. Обе вещи для белорусского истеблишмента крайне болезненны.
Но при этом Беларусь получит из Антикризисного фонда ЕврАзЭС в этом году на 200 млн. долларов больше, чем планировалось ранее. По словам премьер-министра, уже летом Беларусь получит первый транш кредита в объеме 800 млн. долларов, а осенью — второй транш на сумму более 400 млн. долларов, передает БелаПАН.
Кредиты на три года от имени Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), в обмен на проведение экономических реформ и приватизацию государственных компаний «помогут улучшить настроения инвесторов», - говорит Анастасия Головач, аналитик из «Ренессанс-Капитала». «Но Беларуси определенно придется что-то за это заплатить, и Белтрансгаз (оператор газопровода восток-запад, по которому природный газ идет из России в Евросоюз) станет этой ценой», - констатирует она.
Россия получит контрольные пакеты в белорусских стратегических активах, таких как нефтеперерабатывающие предприятия и трубопроводы. Нормальная рыночная экономика, по логике вещей, входит в непримиримый конфликт с так любимой белорусскими властями командно-административной системой.
При этом премьер-министр заметил, что 3 млн. кредитов "это не те средства, которые могут стабилизировать положение дел на валютном рынке. Для этого необходимы серьезные собственные решения, которые мы будем принимать вместе с Нацбанком буквально в понедельник-вторник".
Он дополнил, что эти решения "определят своего рода "дорожную карту", чтобы подойти достаточно подготовленными и выполнить необходимые процедуры, в первую очередь это касается сокращения денежного предложения".
Как пояснил премьер-министр, выход на унифицированный курс национальной валюты будет происходить в два этапа. "На первом этапе будут приняты решения, чтобы сбить повышенный спрос, а после получения стабилизационного кредита курс будет формироваться на основании спроса и предложения, что снизит те ожидания, которые сегодня пока еще присутствуют", — сказал премьер-министр.
Поскольку, по мнению премьер-министра, экономика работает стабильно, то он не исключает, что "может быть даже ревальвация обменного курса белорусского рубля".
"Я уверен, что для предотвращения спекулятивных атак на рубль будет создана подушка безопасности, в том числе заемными средствами", — сказал глава белорусского правительства.
Финансовые власти еще ранее анонсировали движение кредита по единственно возможному маршруту — «антикризисный фонд — золотовалютные резервы Беларуси». 19 мая в Минске Алексей Кудрин признал это приоритетным способом распоряжения денежными средствами.
«Мы не хотим, чтобы эти деньги тратились. Большая часть их должна впоследствии служить увеличением золотовалютных резервов. Дефицит платежного баланса должен снижаться, а накопленные средства должны стать подстраховкой для будущего», — пояснил он.
Но складывать в ЗВР деньги никто не будет. В этом нет смысла при той нестабильности в экономике и хаосе на валютном рынке, пишут Белорусские новости.
«Деньги пойдут в ЗВР, мы их учтем, отчитаемся, а дальше они пойдут на проедание. Очевидно, что деньги уже давно распределены и распилены для оплаты критического импорта. Для того на самом деле они и будут даны. У нас в настоящий момент без трат из ЗВР стоит реальный сектор, нужны хоть какие-то валютные вливания. Более того, уже возникают неплатежи за поставленные нам энергоресурсы», — отмечает финансовый аналитик Сергей Чалый.
Бывший глава Нацбанка Станислав Богданкевич разделяет это мнение, подчеркивая, что Россия, вроде бы настаивая на ином механизме использования кредита, бессильна на что-то повлиять даже как кредитор.
«Нам нужно сегодня стабилизировать валютный рынок, а это значит, что нам нужны кредиты на проедание. Россия и Кудрин понимают, что в данный момент невозможно быстро сбалансировать внешнюю торговлю. Когда у нас 2,5 млрд. долларов превышение импорта над экспортом, из чего зачислять в ЗВР? Надо оплачивать импорт. Поэтому деньги пойдут в ту же Россию на оплату поставляемого ею газа, сырья, комплектующих»,— отмечает он.
Таким образом, вопрос преодоления хаоса на валютном рынке остается открытым. Но это не значит, что проблема не решаема в течение определенного периода времени, констатирует Богданкевич.
«Чтобы сделать более приемлемый курс рубля, для этого не надо брать кредит. Равновесный курс необходимо установить на базе спроса и предложения. В этой связи первой и незамедлительной мерой по стабилизации валютного рынка должно стать открытие альтернативной сессии на Белорусской валютно-фондовой бирже», - считает эксперт.
«Мы на грани пропасти. Мы запустили инфляционную спираль, которая приведет к обнищанию населения», - резюмировал независимый экономист Сергей Чалый.