А Лукашенко заявляет,
что политзаключенные могут быть освобождены. Он говорит о готовности
выстраивания диалога с Западом, однако считает неприемлемыми
выдвигаемые им политические условия.
"Зачинщиков призвали к ответу по закону. До сих пор кричат: "политзаключенные, освободите". Хотя, вроде бы, уже всех освободили, кроме двоих, которые в авангарде шли. Освободим и тех, наверное. Нечего государственные деньги транжирить в тюрьме, проедать хлеб", - заявил А.Лукашенко в среду в Астане, выступая в Евразийском национальном университете им. Л.Гумилева.
Как заявил А.Лукашенко, в период президентской избирательной кампании ее участникам были предоставлены равные условия. "Всех зарегистрировали правдами и неправдами, в прямом эфире все вещали, призывали к убийству президента, даже штурмом брали Дом правительства", - сказал А.Лукашенко.
Говоря о нынешних взаимоотношениях с Западом и влиянии на них ситуации по событиям 19 декабря, президент отметил: "Не знаю, понимают нас или нет, но два дня назад экономические санкции не ввели, как они этого хотели".
Как передает корреспондент агентства "Интерфакс-Запад", присутствующий в университете глава МИД Беларуси Сергей Мартынов в этой связи сказал, что на Западе начинают Беларусь понимать.
Лукашенко предложил Западу приступить к выстраиванию конструктивного взаимодействия, подчеркнув, что белорусская сторона к этому готова.
"Нас не нужно кроить по чужим лекалам. Европейцы и американцы должны найти в себе силы отказаться от ложных стереотипов и устаревших подходов. - заявил А.Лукашенко. - Давно пора приступить к выстраиванию конструктивного взаимодействия в интересах наших народов. Мы со своей стороны к этому готовы".
Таким образом, А.Лукашенко подтвердил готовность к выстраиванию диалога с Западом, в частности с Евросоюзом, страны которого находятся "в русле приоритетов нашей внешней политики".
Однако президент считает неприемлемыми выдвигаемые Западом политические условия. "Мы стремимся к развитию сотрудничества, но нам ставят палки в колеса и выдвигают политические условия", - сказал он.
В частности, по его словам, "нам предлагают разрубить власть на куски". "Мы не можем нынешнюю систему конституционного устройства разрубить на куски и распределить ее между группами, политическими партиями", - отметил Лукашенко.
Он также считает несправедливыми упреки не только Запада в отсутствии демократических преобразований в Беларуси, сообщает charter97.org.
"Вдруг задемократизировалось руководство России. Вроде бы Лавров заявил о демократии, правах человека. Кто бы говорил", - заявил президент.
Комментируя по просьбе БелаПАН заявления Лукашенко, бывший кандидат в президенты Виталий Рымашевский, осужденный на два года лишения свободы условно, сказал: освобождение политзаключенных — вопрос "не только выживания Лукашенко, но и выживания Беларуси, сохранения независимости страны".
"Освобождение политзаключенных - это позиция всех демократических лидеров, которые влияют на принципиальную позицию в этом вопросе Европы и США. Лукашенко, наверное, понял, что хорошие отношения с Западом для него - это уже вопрос не просто политики, а вопрос выживания", - считает политик.
Он обратил внимание на позицию Москвы: в то время, как Европа вводит новые санкции, Россия ведет прагматическую политику по скупке белорусских предприятий.
"Россия могла бы запросто помочь преодолеть кризис в Беларуси, однако и пальцем не пошевелила для этого.
И Лукашенко понял, что от потери экономической независимости до потери независимости политической - один шаг. Поэтому он и делает такие заявления: ему больше ничего не остается кроме как делать уступки Западу", - полагает Рымашевский.
В свою очередь, экс-кандидат в президенты Владимир Некляев говорит, что "экономическая и политическая ситуация в стране такова, что Лукашенко, пожалуй, впервые попал в безвыходное положение".
В.Некляев рассказал, что при освобождении из следственного изолятора КГБ один из сотрудников СИЗО охарактеризовал сложившуюся ситуацию. "По его словам, мое освобождение является признаком того, что "одному человеку причинное место прищемили до невозможности", - сказал поэт и политик.
Впрочем, добавил он, насколько слова Лукашенко не разойдутся с делом, будет видно завтра, при вынесении приговора Николаю Статкевичу, Дмитрию Уссу и активным участникам акции 19 декабря.
Юрист Гарри Погоняйло утверждает, что все осужденные по делу о массовых беспорядках могут быть освобождены в рамках правового поля.
"С юридической точки зрения это возможно. Большинство из осужденных подали кассационные жалобы на свои приговоры, так что в результате рассмотрения кассационных жалоб приговоры им можно отменить", — сказал юрист.
Более того, отметил он, приговоры можно отменить и тем, кто уже прошел процедуру кассационного обжалования, и тем, в отношении кого они вступили в законную силу. "Можно подавать жалобы в порядке надзора, можно опротестовывать приговор, добиваться его пересмотра", — перечислил Погоняйло.
Однако он сомневается в том, что белорусская судебная система способна отменить приговор, вынесенный судом первой инстанции.
"В ходе рассмотрения кассационных жалоб обычно приговор только смягчается. Могут отменить лишение свободы, заменив его условным наказанием, ограничением свободы, штрафом, переквалифицировать более тяжкую 293статью УК (массовые беспорядки) на менее тяжкую 342 (организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок)", - считает эксперт.
По его мнению, если это не сработает, могут быть применены "неправовые меры". "Например, как в деле бывшего кандидата в президенты Александра Козулина: он не подавал прошение о помиловании, но президент помиловал его своей прихотью, и Козулин отсидел только два с половиной года вместо присужденных ему пяти с половиной", - напомнил Погоняйло.
Ирина Халип, супруга осужденного на пять лет лишения свободы экс-кандидата в президенты Андрея Санникова, считает, что "у Лукашенко, видимо, нет выхода".
"Нынешняя экономическая ситуация не дает ему возможности для маневра. Повлияло и давление со стороны ЕС и США, а также вчерашний "черный вторник", - сказала Халип, которая сама приговорена к двум годам лишения свободы с отсрочкой исполнения наказания на два года.
Вместе с тем, она не думает, что "освобождение будет безусловным". "Скорее всего, будут какие-то ограничения - например, условный срок или, как у меня, отсрочка приговора", - сказала жена Санникова.
Напомним, в рамках дела о массовых беспорядках осуждены 32 человека. В их числе - три экс-кандидата в президенты: Андрей Санников приговорен к пяти годам лишения свободы в колонии усиленного режима; Владимир Некляев - к двум годам лишения свободы с отсрочкой исполнения приговора на два года; Виталий Рымашевский - к двум годам лишения свободы условно.
20 мая планировалось оглашение приговора еще семи фигурантам уголовного дела, в том числе бывшим кандидатам в президенты Николаю Статкевичу и Дмитрию Уссу. Прокурор просил суд приговорить Статкевича к восьми годам, Усса - к семи годам лишения свободы в колонии усиленного режима.
Однако заседание суда было перенесено в связи с болезнью судьи. Новая дата вынесения приговора - 26 мая.
В связи с уголовным преследованием участников митинга 19 декабря Евросоюз и США расширили визовые санкции в отношении белорусских чиновников. США также возобновили экономические санкции против ряда белорусских предприятий.