Александр Лукашенко подписал указ о лишении воинских и специальных званий бывших военнослужащих и сотрудников силовых ведомств, которые публично выступили против насилия по отношению к свои согражданам.
Всего в списке 80 фамилий бывших силовиков, которые после событий августа 2020 года открыто выступили против неоправданной жестокости и пыток. Тех, кто просто тихо ушел, пока не тронули.
Правда, в Указе Лукашенко действия силовиков оцениваются иначе. Как сказано в документе, попавшие в список «военнослужащие и сотрудники силовых ведомств нагнетали протестные настроения в обществе, организовывали и участвовали в несанкционированных мероприятиях, размещали в интернете экстремистские материалы, призывали к радикальным действиям, публиковали личные данные госслужащих, журналистов, сотрудников правоохранительных органов, выступали с обвинениями, оскорблениями и угрозами в их адрес, а также проявляли неуважение к государственным символам, выбрасывали служебные удостоверения, снимали погоны, отказывались от исполнения служебных обязанностей».
В отношении некоторых силовиков, которых лишили званий, возбуждены также уголовные дела, в том числе за организацию актов терроризма, которых в Беларуси даже не было.
В указе особенно отмечается, что вопрос о лишении некоторых военнослужащих и сотрудников силовых ведомств званий был инициирован руководителями силовых ведомств, а не Лукашенко.
С одной стороны, какая разница, кто являлся инициатором – куда важнее, кто принимал решение.
С другой стороны, в таком пояснении к указу некоторые наблюдатели увидели доказательство того, что Лукашенко боится своих силовиков, поэтому и оправдывается. Например, в похожем указе, в отношении госслужащих, в том числе и бывших послов, которые выступили против насилия, подобных пояснений не было.