В Беларуси тема зеленой экономики только набирает обороты, а направление зеленого банкинга находится на ранних этапах своего формирования. При этом определенные шаги в данном направлении предпринимаются.
«Зеленое финансирование – это инвестиции, которые способствуют получению экологических выгод. Оно призвано направить финансовые потоки банков, финансовых институтов из государственного, частного и коммерческого секторов на цели устойчивого развития», – рассказала на семинаре «Зеленый банкинг: особенности и перспективы для Республики Беларусь», организованном Центром экономических исследований BEROC, рассказала эксперт Анастасия Лузгина.
Говоря о зеленом банкинге, Лузгина отметила, что эксперты Института высшего обучения в Индии относят к нему процессы и продукты, которые делают банковскую деятельность устойчивой в экономическом и экологическом смысле.
Нужно отметить, что во многих странах «зеленый» банкинг становится уже успешной финансовой моделью, и многие банки делают финансирование экологических проектов своей специализацией.
А что в Беларуси?В Беларуси направление зеленого банкинга находится на ранних этапах своего формирования, обратила внимание Лузгина. Она отметила, что при этом на государственном и корпоративном уровнях предпринимаются определенные шаги в данном направлении.
Эксперт перечислила некоторые из наиболее распространенных инструментов зеленого финансирования. По ее словам, ими являются климатические или зеленые облигации. Вторым инструментом зеленого финансирования являются зеленые инвестиционные счета и зеленые инвестиционные портфели.
«Среди инструментов зеленого финансирования, безусловно, необходимо выделить зеленое кредитование. Например, зеленая ипотека представляет собой кредитование жилья, которое соответствует определенным экологическим стандартам. Такого рода кредиты могут выдаваться на строительство/покупку нового жилья, относимого к энергоэффективным строениям. Заемщик может привлечь средства на реконструкцию жилого строения для повышения класса экологичности своего дома или квартиры», – рассказала эксперт.
«Зеленые истории» белорусских банков«Что касается реакции финансовых институтов на «зеленый» тренд, то ряд белорусских банков постепенно начинают самостоятельно реализовывать инициативы в области зеленого банкинга», – сказала Лузгина.
В частности, руководство ОАО «Белинвестбанк» уже реализовал сделки по зеленому финансированию в рамках программы GTFP Climate Start Trade и другие зеленые проекты. Банк провел ряд мероприятий в области экологии и осуществляет выпуск благотворительно-бонусной банковской карточки, которая произведена из биоразлагаемого материала, 0,5% от каждой покупки по которой перечисляется в виде пожертвования на счет Центра экологических решений.
В то же время Приорбанк разработал новый вид потребительского кредита, предоставляемого только для оплаты зеленых товаров, которые способствуют сокращению потребления тепла и электроэнергии, а также водных ресурсов.
Эксперт считает важным для развития рынка зеленых финансов в Беларуси программу ОАО «Банк развития Республики Беларусь». Она разработана для финансирования экологических проектов микроорганизаций, малого и среднего бизнеса, а также индивидуальных предпринимателей по льготной ставке, равной 50% ставки рефинансирования, увеличенной на 3 п. п. при финансировании через банки-партнеры.
Анастасия Лузгина также привела пример в качестве еще одной «зеленой» инициативы опыт ЗАО «МТБанк». Банк заключил соглашение с международной финансовой организацией NEFKО для финансирования энергоэффективных проектов.
Эксперт отметила, что хотя финансовые учреждения и применяют ряд элементов зеленого банкинга, вместе с тем данные процессы формируются достаточно неравномерно и в основном базируются на инициативах самих банков либо являются результатом международного сотрудничества.
Анастасия Лузгина обратила внимание, что большинство белорусских банков в большей или меньшей степени вовлечены в эти процессы. Она заметила, что та же цифровизация банковской деятельности, которая охватывает все банки, свидетельствует о зеленом положительном эффекте.
«На мой взгляд, есть банки, которые более активно стартанули в этом направлении, некоторые еще только присматриваются, но тренды едины. Мы же следуем за мировыми трендами, мы все-таки стремимся повысить экологичность наших действий и деятельности, в том числе и финансовой сферы, и естественно банки будут учитывать это в разработке своих стратегий и непосредственно в реализации своих продуктов», – заключила Лузгина.
Чего не хватает?Анастасия Лузгина считает, что в Беларуси было бы важно разработать и внедрить нормативные документы, содержащие правила и условия работы с инструментами зеленого финансирования. А также разработать для банков руководства по контролю и управлению экологическими и климатическими рисками.
Кроме того, Лузгина указала на важность развития методологической базы в области зеленого финансирования, включающей распределение полномочий между действующими госструктурами или создание новых, регулирующих данный процесс, институтов.
Также она отметила необходимость усиления зеленой направленности при разработке новых цифровых продуктов в финансовой сфере вплоть до создания инвестиционных площадок, специализирующихся на экологических проектах.
«Очень важно повышать экологическую грамотность, так же как и финансовую, просвещать людей, специалистов банков, какие мероприятия можно делать в сторону устойчивости. Необходима поддержка со стороны государства, возможно, создание каких-то налоговых стимулов, преференций. Чтобы заинтересовать участников рынка направить усилия на создание зеленых проектов», –