Экономист Ярослав Романчук прокомментировал “буйный оптимизм белорусский властей”, который он увидел в последней статистике Белстата.
Эксперт объяснил откуда взялся рост белорусской экономики на 2,5%.
По мнению экономиста, начало 2021 года ознаменовалось бурным ростом спроса на сырьевые товары. Страны поверили в полную победу над пандемией и в рост пошли продовольствие, нефтепродукты, металлы, дерево, химические товары, пластмассы, электроника. Этот рост составил сразу 11%.
«Отдельным белорусским предприятиям, прежде всего, в сфере сырьевого экспорта, сильно повезло, что подтверждают цифры экспорта. За I квартал 2021г. экспорт товаров и услуг вырос на 19,5%, а товаров – на 24,9%. Просто бум», — считает Ярослав Романчук.
В то же время, по мнению экономиста, в стране, где цены на 55% товаров жестко регламентируются государством, нет объективного, честного показателя «инфляция». А без этого, считает Ярослав Романчук, “нет доверия к такому показателю, как «реальный ВВП», т. е. валовой внутренний продукт, скорректированный на рост цен”.
«Представьте себе, что спидометр в вашем автомобилей, термометр в больнице или барометр в аэропорту сломаны. Можете ли вы доверять показателям таких приборов? Нет», — отметил он.
Совершенно другая картина может появиться, если корректировать не на 8% инфляции, а на 12%. Тут, по мнению экономиста, “мы получает на бодрящие 2,5% роста, а отрезвляющее падение”.
Ярослав Романчук считает, что мы имеем “сильные искажения в изменении ценовой динамики. ВВП растет на 2,5%, а инвестиции в основной капитал сокращаются на 11,2%, грузоперевозки – на 3,6%”.
Это происходит от того, что руководители предприятий не хотят нарваться на неприятности и гневить верховную власть, “на проверки и штрафы контрольных органов”. Поэтому они “креативно представляют динамику цен на свои товары и услугу”.
«При росте номинальной зарплаты на 14,1%, реальных доходов на 2,9%, розничный товарооборот почему-то сократился на 1,7%. Не припоминаю такого стечения обстоятельств, чтобы столь впечатляющий рост доходов, каким его видит Белстат, не стимулировал внутреннее потребление», — заявил Ярослав Романчук.
Мы не наблюдаем существенное улучшение финансов государства и предприятий, считает экономист, не смотря на рост экономики. Перед нами прямо противоположная картинка — “рост дефицита бюджета, активные поиски источников новых внешних заимствований”. Все это, по его мнению, не вызывает оптимизма, а финансы предприятий говорят сами за себя.
Он привел цифры: на 1 апреля текущего года по сравнению с аналогичной датой 2020 года кредиторская задолженность выросла на 11,5%, дебиторская – на 10,4%, долги по кредитам – на 2,4%. Динамика этих показателей устойчиво хуже роста ВВП, промышленности, сельского хозяйства и других секторов экономики.
Превышают годовой ВВП и совокупные долги предприятий, утверждает экономист.
«Оборотки хронически не хватает у половины предприятий промышленности. В дебиторской задолженности «заморожено» почти BYN13 млрд. Складские запасы – это еще 5,55 млрд руб. При бурном, здоровом росте экономики была бы очевидной тенденция на расшивку проблемы долгов и неплатежей. В Беларуси же такое не наблюдается», — обратил внимание Ярослав Романчук.
Экономист заключил: значит, формально обозначенный рост ВВП имеет методологическую основу, а также является следствием удачного стечения внешних обстоятельств для экспортеров традиционных сырьевых товаров.