БХК добивается от Генпрокуратуры ознакомления с результатами проверки фактов, указывающих на возможные фальсификации результатов досрочного голосования во время президентских выборов.
Как известно, досрочное голосование проходило в течение 5 дней накануне дня выборов, и Центризбирком ежедневно озвучивал количество избирателей, проголосовавших досрочно (по каждому дню и с нарастающим итогом). На утренней пресс-конференции 19 декабря председатель ЦИК Лидия Ермошина объявила: за пять дней досрочно проголосовали 23% от количества избирателей, внесённых в списки. Соответствующие абсолютные цифры были сообщены на сайте ЦИК: 1 629 191 человек из 7 058 658 избирателей, зарегистрированных на тот момент, сообщает пресс-служба БХК.
19 декабря досрочное голосование не проводилось. 20 декабря в «Сведениях о результатах голосования по выборам Президента Республики Беларусь 19 декабря 2010 года» ЦИК указал новый процент досрочно проголосовавших: 25,3% (1 798 075 из 7 105 660 зарегистрированных избирателей). В абсолютных цифрах увеличение количества проголосовавших досрочно составило 168 884 человека. Особенно существенным оказалось увеличение в Брестской области: с 18,8 до 26,7% (с 190 629 до 275 216 человек). Также необходимо отметить, что в официальном сообщении о результатах выборов, обнародованном ЦИК 24 декабря, количество избирателей, проголосовавших досрочно, вообще указано не было.
На просьбу БХК разъяснить эти существенные различия, ЦИК ответил, что данные, объявленные утром 19 декабря, носили характер оперативно составленных и, как правило, передавались председателями участковых комиссий вышестоящим комиссиям по телефону и поэтому не исключают некоторых неточностей в конечном результате. А вот новые данные, ставшие официальным итогом выборов, «являются результатом суммирования соответствующих сведений из протоколов нижестоящих комиссий».
Даже если согласиться с ЦИК и считать разницу в 168 884 проголосовавших «некоторой неточностью», и не ставить вопрос о том, почему нижестоящие комиссии сообщали ЦИКу настолько неточные данные, а ЦИК сообщал эти данные без каких-либо ссылок на их «оперативность» и «неофициальность», остается ещё один существенный вопрос: почему подписав протоколы, в которых, согласно ЦИК, находились официальные данные о голосовании в областях, председатели облизбиркомов и члены ЦИК озвучивали на пресс-конференциях 20-22 декабря старые данные о количестве проголосовавших досрочно? Так, например, 21 декабря председатель Гродненской областной избирательной комиссии В. Савко сообщил, что в досрочном голосовании в области приняли участие более 23% избирателей (см. «Гродненскую правду» от 22 декабря 2010 года). При этом в дезавуированных ЦИКом сведениях о досрочном голосовании, обнародованных 19 декабря, говорилось о 23,4% проголосовавших (т.е. «более 23%»), а вот в сведениях ЦИК от 20 декабря фигурирует другая цифра: 26,1% (разница в абсолютных цифрах – 42 745 человек). Откуда же она взялась? И кому верить: В. Савко или ЦИКу?
Полагая, что вышеизложенные факты могут свидетельствовать о фальсификации результатов досрочного голосования, в марте 2011 года БХК обратился в Генпрокуратуру с просьбой провести проверку и привлечь виновных к ответственности. В конце апреля БХК получил вполне предсказуемый ответ о том, что «информацией, свидетельствующей об умышленном искажении сведений о количестве граждан, досрочно проголосовавших на выборах Президента Республики Беларусь, Генеральная прокуратура не располагает», а выводы, содержащиеся в обращении БХК, «носят предположительный характер».
В этой связи 31 мая 2010 года БХК направил обращение в Генеральную прокуратуру с просьбой об ознакомлении с результатами проверки.