Предоставление кредита из Антикризисного фонда ЕврАэЭС обставлено рядом достаточно жестких условий по отношению к Беларуси. От официального Минска требуется постоянно доказывать Москве, что условия кредита выполняются, а значит, приватизация идет без сбоев. Кредит от ЕврАзЭС для Беларуси больше интересен России, считают эксперты.
Перспективы привлечения кредита до 4 июня оставались туманными. По итогам заседания Антикризисного фонда, принявшего положительное решение о выделении кредита Беларуси, стало известно, что в документах остались приватизационные условия.
В частности, в 2011-2013 годах белорусские власти должны продать госсобственности на сумму 7,5 миллиарда долларов. Причем не когда захочется, а на 2,5 миллиарда долларов ежегодно.
По мнению аналитика Исследовательской группы BusinessForecast.by Александра Мухи, Россия выставила приватизацию белорусских активов как важное условие предоставления стабилизационного кредита по двум причинам, пишут Белорусские новости.
«С учетом сложного финансового положения Беларуси Россия выбрала подходящее время для того, чтобы склонить белорусскую сторону к приватизации активов. Тем более, что золотовалютные резервы России сейчас превышают 500 миллиардов долларов, и Москва, судя по всему, хочет имеющиеся у нее ресурсы выгодно пристроить», — говорит А.Муха.
С другой стороны, полагает эксперт, Россия хочет быть уверена в будущей платежеспособности Беларуси. «Приватизация позволит привлечь в Беларусь значительные валютные ресурсы и тем самым гарантировать, что страна сможет своевременно расплатиться по имеющимся обязательствам», — считает А.Муха.
Однако и здесь не все так просто. Первый транш «антикризисного» кредита, который Беларусь получит в июне, составит только 800 млн. долларов. Еще 400 миллионов долларов Беларусь сможет получить из Антикризисного фонда ЕврАзЭС осенью этого года. В 2012 году, как сообщил пресс-секретарь премьер-министра России Дмитрий Песков, Беларуси из фонда планируется выделить 800 миллионов долларов. В 2013-м — еще миллиард.
Итого общий размер «антикризисного» кредита, выделяемого Беларуси, составляет 3 миллиарда долларов. Серьезная проблема для официального Минска заключается в том, что суммы кредита будут выделяться траншами. По два транша каждый год.
Таким образом, белорусские власти поставлены в очень щекотливое положение. Каждые полгода официальному Минску придется доказывать Москве, что Беларусь условия кредита выполняет. Москва же доказательства примет, судя по всему, лишь в том случае, если белорусские власти будут выполнять приватизационные условия — продавать ежегодно госсобственности на сумму 2,5 миллиардов долларов.
Так что новость о том, что Беларусь получит кредит от Антикризисного фонда ЕвАзЭС, не такая уж и позитивная для гордого официального Минска, который упорно не хочет идти на приватизационные сделки. Кремль обставил заем, выделяемый Беларуси, таким образом, что рассчитывать на кредиты Минск сможет лишь после заключения приватизационных сделок.
Это означает, что белорусским властям вначале придется отдавать стулья, а потом ждать деньги. Формулу белорусского президента ("Деньги вперед — завтра будут стулья") Кремль изменил в свою пользу.
Условия выделения кредита ЕврАзЭС в последнее время настолько ухудшились, что он стал больше интересен России, нежели Беларуси, отмечает экономист Сергей Чалый.
"Названная сумма проблем не решает, но Россию привлекает программа приватизации", — полагает С.Чалый. Он выразил сомнение, что Беларусь пойдет на приватизацию в том объеме, в котором требует Россия. По его мнению, Минск будет оттягивать выполнение этого обещания до выделения кредита МВФ.
Беларуси придется выполнять условия предоставления кредита, среди которых приватизация госсобственности на 7,5 млрд долларов, уверен бывший глава Нацбанка Станислав Богданкевич.
"Минск прижат к стенке, куда деваться?", — сказал Богданкевич. По его мнению, обойтись без приватизации трудно, так как получить кредит МВФ, на который рассчитывают власти, "не так легко, как кажется".