Чтобы прекратить ажиотаж на потребительском и валютном рынках, Беларуси нужно до конца года 8 миллиардов долларов.
Откуда взять эти деньги? Лукашенко не забывает ни один из источников. Он обратился и к России, и в Международный валютный фонд (МВФ). Результаты, что называется, неоднозначные. МВФ будет думать до осени, а Россия через фонд Евразийского Экономического Сообщества выделила только 3 миллиарда, да и то обещает выплатить их в рассрочку. В этом году – 1,2 млрд. долларов, в следующем – 800 миллионов, а на третий год - еще миллиард. Хотя формально деньги выделяет ЕврАзЭС, фонд этой организации создается почти исключительно из российских вливаний, так что получается, что Лукашенко получит деньги российских налогоплательщиков, хотя и не непосредственно из российского бюджета.
Перед Беларусью встает вопрос: откуда взять недостающие почти 7 миллиардов? Один из приемов уже применен – это девальвация. На прилавки вернулись некоторые отечественные товары, проблемы сохраняются в основном с импортом – памперсами, детским питанием, электроникой. Но и отечественные товары вернулись после девальвации подорожавшими – рост цен на овощи составил с начала года 24 процента, на растительное масло – 22 процента, на фрукты – 16 процентов. Все это – значительно меньшие цифры, чем вполне официальная девальвация, составившая 36 процентов. Но для Лукашенко и это положение неприемлемо – ведь оно нивелирует до нуля сделанные им в прошлом году избирателю «подарки» в виде повышения зарплат.
Лукашенко применяет советские административные методы – продовольственные товары признаны социально значимыми, и торговле запрещено повышать на них цены на летний период. Лукашенко требует от производителей работать по 50 часов в сутки, а потребителям запрещает устраивать дома «склады».
Но, продавая народу вечнозеленую тему борьбы со спекуляцией, сам Лукашенко лихорадочно ищет деньги за границей – даже ему ясно, что в приказном порядке цены надолго не задержать. Главный кредитор один – Россия. Однако Москва увязывает выдачу кредитов с допуском российского бизнеса к приватизируемым белорусским предприятиям. Белорусский министр финансов Андрей Харковец заявил, что приватизация пойдет, но отказался назвать конкретные объекты. Возникает вопрос: не обманывает ли Лукашенко Россию в очередной раз?
Дмитрий Бабич, РИА «Новости»