В Беларуси находится около тысячи иракцев, которые собираются нелегально перейти границы с ЕС.
Известная лоббистка из США (с фокусом на Восточной Европе и России) утверждает, что ГПК Беларуси помогает нелегальным мигрантам переходить границу с Евросоюзом. Молли Макью описывает схему, благодаря которой нелегальные мигранты из Сирии и Ирака попадают в Беларусь на самолетах из Багдада и Стамбула, пишет Telegram-канал «Харитонов».
Со ссылкой на неназванные источники Макью утверждает, что каждый беженец платит организаторам побега от 1,500 до 15,000 евро, и что сейчас в Беларуси находится около 1,000 иракцев, которые готовятся к переходу белорусской границы с Литвой.
Стоит отметить, что саму Макью нередко критикуют в США за необоснованные утверждения и смешивание аналитики, экспертных оценок, и лоббизма.
Хотя ситуация с нелегальной эмиграцией на границе Беларуси и ЕС действительно обострилась, пока она полностью координируется из Минска. Она организована с целью давления на Литву, а также (в меньшей степени) Польшу и Латвию для провокации внутриполитического кризиса в этих странах на основе антииммиграционных настроений.
Искусственный иммиграционный кризис на границе Беларуси и Литвы — логичное продолжение политики «иногда не до законов». Ее приверженцы так и не поняли, что она всегда работает в обе стороны, и в какой-то момент разворачивается против тех, кто ее инициировал.
Нелегальная миграция очень мобильна. Как только появляется «окно», им немедленно начинают пользоваться. Если существующий тренд продолжится, ближе к концу июля-началу августа можно ожидать более серьезный рост числа нелегальный мигрантов с Ближнего Востока и из Средней Азии. Единственное, что пока тормозит процесс — коронавирусные ограничения на российской границе.
Пока ситуация на границе Беларуси и ЕС далека от кризиса на венгерско-сербской границе в 2015-2020 годах. Однако значительный прирост нелегальных иммигрантов (и потенциальный рост «гостевой» преступности в приграничных районах) сделают местных жителей вдоль западной границы Беларуси еще менее лояльными к армии, пограничникам и гражданским администраторам хунты.