Белорусская экономика во время пандемии пошла своим путем. В результате этого обнажились проблемы, которые, при принятии правильных действий, можно исправить.
Обзору экономических сложностей, с которыми столкнулась Беларусь во время пандемии коронавируса, и путям их решения, была посвящена работа CASE Belarus.
Thinktanks.by подготовил некоторые выдержки из данного исследования.
Общая зарисовка
МВФ оценил рост мирового ВВП в 2020 году как -3,3%. Национальный статистический комитет Беларуси сообщил, что ВВП Беларуси в 2020 году снизился на 0,9%. У Беларуси все хорошо?
Среди немногих стран мира Беларусь не ввела никаких ограничений из-за COVID-19. Люди уходили на работу, а школы, детские сады и магазины работали в обычном режиме.
В течение 2020 года реальные доходы продолжали расти, несмотря на снижение ВВП и падение производительности (0,5% в 2020 г/г).
Объем промышленного производства (составляет 25% ВВП) в 2020 году сократился на 0,7% при общем снижении спроса. Половина промышленных секторов продемонстрировала рост запасов готовой продукции, несмотря на падение спроса. Это означает, что многие белорусские промышленные предприятия продолжали выпускать продукцию, которая не продавалась, а уходила на склады.
На фоне значительного снижения чистой прибыли (на 68,5%) в I – III кв.2020 г. количество убыточных предприятий увеличилось на 35% (с 879 до 1185 единиц на 01.09.2020).
Девальвация белорусского рубля в марте 2020 года на 15% и на 34% по отношению к евро с начала года (по состоянию на 01.01.2021) могла привести к увеличению экспорта в стоимостном выражении. Однако экспорт товаров и услуг в 2020 году показал значительно худшие результаты, начиная со 2 квартала 2020 года.
Эффекты пандемии
Эксперты отмечают, что COVID-19 в Беларуси привел к снижению производительности труда, складскому производству и раздуванию корпоративных финансовых проблем.
«Социальные последствия пандемии в Беларуси кажутся довольно противоречивыми, они пока не слишком значительны, но могут проявиться в 2021-2022 годах. Стратегия игнорирования проблемы, искусственное удержание объемов производства на докризисном уровне (в том числе за счет программ государственного кредитования), отсутствие реальной поддержки наиболее пострадавших отраслей и групп населения, по нашему мнению, может привести к растущим дисбалансам и стрессовым ситуациям как в экономики страны и общества в целом», - говорится в исследовании.
В своей работе экономисты CASE Belarus отдельно останавливаются на исследовании экономической добавленной стоимости, а также влиянии пандемии на белорусский транспортный сектор. Однако, на наш взгляд, наиболее интересен раздел, посвященный банковскому сектору, т.к. именно он, на взгляд специалистов, будет играть ключевую роль в восстановлении белорусской экономики после COVID-19.
Финансовая стабильность
Как отмечают экономисты, восстановление потребует финансовой стабильности и эффективного пруденциального надзора со стороны Национального банка Беларуси, а также улучшения доступа банков к новому капиталу на открытом рынке. Недепозитные финансовые организации, прежде всего Банк развития и лизинговые компании, станут важными игроками на рынке для малого и среднего бизнеса и индивидуальных предпринимателей.
«Экономическая история показывает, что во время пандемии спад производства был болезненным и глубоким, а восстановление было довольно быстрым (в течение одного-двух лет). И такое развитие событий в экономике было бы оптимистичным сценарием для Беларуси. По нашему мнению, для быстрого восстановления белорусский финансовый сектор должен решить следующие задачи:
1. Обеспечение быстрого роста малого и среднего бизнеса (МСП) за счет обеспечения стабильных источников инвестиций для МСП.
2. Расширение финансового сектора и увеличение его размера по отношению к ВВП за счет создания новых накопительных финансовых продуктов и посредников.
3. Оптимизация системы социальной защиты путем усиления адресности социальных выплат», - констатируют эксперт ы CASE Belarus.