Финансовая система Лукашенко трещит по швам.
Рейтинговое агентство Standard & Poor's ранее опубликовало релиз, в котором отметило возрастание степени неопределенности и повышенные риски для финансовой стабильности Беларуси.
Национальный банк Беларуси отреговал на прогнозы и проанализировал возможные последствия от внешних угроз для белорусской экономики.
«Вызовы, в которых функционирует финансовый сектор, значительные и существенно выросли»,— признал в интервью БелТА заместитель председателя Нацбанка Дмитрий Калечиц.
К рискам он отнес:
Основные, связаны с кредитным риском и риском ликвидности.
Шоки негативно сказались на состоянии предприятий реального сектора, ограничили их возможности в обслуживании своих обязательств.
Высокий уровень валютизации активов и пассивов банковского сектора также является значительным риском для финансовой стабильности страны.
Вырос уровень внешнего долга.
Существенным вызовом стало нарушение сберегательного процесса, сопровождавшееся повышенным спросом на иностранную валюту и обусловившее давление на рублевую ликвидность банков.
Банкир признал, что санкции скажутся на состоянии финансового сектора: «действительно, эти меры будут иметь определенное влияние на финансовый сектор».
Среди возможных последствий он назвал:
Эти меры будут иметь определенное влияние на финансовый сектор. Можно ожидать, что в перспективе немного уменьшатся объемы белорусского экспорта и, соответственно, объемы валютной выручки.
Учитывая высокую импортоемкость белорусской экономики, снизится и импорт.
В совокупности влияние этого шока на сбалансированность внешней торговли будет умеренным и растянутым во времени.
В определенной степени снизятся возможности для привлечения иностранного финансирования.
Наиболее сильно это может затронуть сферу внешнего государственного долга, где сохраняется потребность в рефинансировании достаточно больших объемов задолженности.
Дмитрий Калечиц считает, что можно ожидать усиления давления на валютный рынок. Однако с учетом инерционности экономических процессов это не произойдет одномоментно, эффекты от внешних шоков будут проявляться постепенно. Вместе с тем, кроме непосредственного воздействия через каналы внешней торговли и платежного баланса в целом, последствия от ограничительных мер могут усилиться за счет того, что к внешним добавятся внутренние факторы.
Поскольку негативные ожидания остаются повышенными, сохраняется отток средств физических лиц из банковской системы, а также спрос на иностранную валюту на внутреннем рынке. Это не лучшим образом сказывается на ресурсах финансовых организаций и их возможностях кредитования экономики. В результате дополнительных шоков такие ожидания могут еще больше увеличиться.