Недовольство белорусов положением вещей растет.
С момента девальвации белорусского рубля цены в магазинах страны поднялись в несколько раз. Некоторые товары исчезли, а сами белорусы, спешившие пару недель назад скупать бытовую технику, ныне видят ее по ценам в пять раз большим. В общем, в Минске спокойно, жарко и как всегда чисто, однако акции автомобилистов и разговоры с людьми показывают, что недовольство белорусов положением вещей растет, пишет литовский портал ru.DELFI.lt.
Как считают некоторые эксперты, выходом из сложившейся ситуации в экономике Беларуси и на ее валютном рынке, может быть только принятие политического решения о приватизации предприятий. Практика последних 16 лет показывает, что все решения – за президентом страны, включая регулирование цен на топливо. Как поступит белорусский президент, не берутся рассуждать и политики, называя ситуацию «непрогнозируемой».
Это уже не деньги
Ныне среднестатистический белорус, получающий среднюю по стране зарплату, может себе позволить покупку одной стиральной машины белорусского производства «Атлант». Средняя зарплата белоруса, по сообщению Белстата, в апреле 2011 года составила около 1 560 000 рублей. (742.33 лита). Однако стоит сказать, что методика подсчета зарплаты в Беларуси осталась со времен СССР, медианную зарплату не подсчитывают, а это вскрыло бы совсем другие цифры.
Внешне Минск не выглядит городом, где не нарушен обычный ритм жизнь. Магазины работают, очередей не видно. По крайней мере, на первый взгляд.
В то же время в стране проходят акции автомобилистов недовольных ценами на топливо, цены в магазинах постоянно растут, а цены на импортные товары поскочили в разы. Некоторые вещи исчезают с прилавков, к примеру, небелорусские марки сигарет, а молодые люди проводят акции, расбрасывая белорусские деньги на асфальт у входа в здание Национального банка Беларуси.
«Так мы пытаемся помочь наскрести банку на выплаты по счетам», - пошутил молодой человек, обронив у входа в банк порядка двух долларов США в белорусском денежном эквиваленте. Проходившая мимо женщина обратила его внимание на то, что он уронил деньги, на что молодой человек ответил: это уже не деньги. Эта фраза вызвала понимающий смех у шедшего рядом мужчины.
Цены – в пять раз выше
Девальвация белорусского рубля привела к тому, что при зарплатах, оставшихся на прежнем уровне, люди не могут приобрести такого же количества товаров, как прежде. Обещание о зарплате в 500 долларов (1180 литов), о чем накануне президентских выборов говорил Александр Лукашенко, он выполнил, правда, сейчас становится видно, какой ценой. Такая зарплата продержалась 1-2 месяца. После девальвации она стала ниже в полтора раза.
Прилавки Главного универсального магазина в центре Минска полны, однако покупателей – мало. Такая же картина и в гипермаркете «Корона» (нечто похожее на вильнюсские комплексы типа «Панорамы», «Европы»), в его непродовольственных отделах также очень мало покупателей. Хотя, возможно, это связано и с тем, что четверг – будний день.
Иван, продавец-консультант одного из магазинов бытовой техники в этом гипермаркете, посоветовал не фотографировать, иначе возникнут проблемы с охраной и, возможно, милицией. Он отметил, что сейчас нет ажиотажа, как в момент начала девальвации, когда «людей с закрытием приходилось выводить с милицией».
«Сейчас на полках товар есть, однако цены на него – в пять раз выше», - рассказал он.
Но есть на прилавках и пустые места, которые раньше занимали плиты, холодильники, стиральные машины. За холодильник фирмы Bosch людям предлагают заплатить 6 229 280 б.р.(2 964 литов), за отечественный холодильник фирмы «Атлант» - 3 942 120 б.р. (1 875 литов).
О резком подорожании наглядно свидетельствуют ценники у небольших товаров: наушники Philips раньше стоили 130 000 б.р.(62 лита), ныне за них нужно выложить 726 000 б.р.(345 литов)Цифровой радиоприемник той же фирмы стоил 200 000 б.р. (95 литов), сейчас – 986 690 б.р. Разница - почти в пять раз.
Переклички
Стоимость белорусского рубля упала. Одна собеседница DELFI утверждала, что «сейчас просто-напросто тратит белорусские рубли, которые у нее накопились». К счастью, у нее в запасе не только они. Однако не всем так повезло.
У обменных пунктов Минска дежурят люди. Людям нужна валюта. Каждое утро и вечером в очередях у обменных пунктов происходят переклички. Как только появляется валюта – ее сразу продают, после чего приходится ждать следующего ее поступления.
«У вас есть валюта?» - задал DELFI вопрос сотруднице «обменника», которая довольно раздраженно ответила «нет». «Только что продала то, что было. Люди теперь стоят и ждут. Теперь нет», - сообщила она, а рядом с окошком стояла «дежурная», которая и поведала об особенностях покупки валюты в белорусских условиях и о перекличках.
До девальвации доллар США стоил 3000 б.р, и люди могли его приобрести в обменных пунктах. На 9 июня курс в обменном пункте в гипермаркете "Корона" выглядел следующим:
Доллар США – покупка 5050, продажа 5055
Евро – покупка 7310, продажа – 7415
После девальвации курс валют плавал, сейчас один человек, по негласному решению в самых очередях, можно купить не больше 1000 долларов США.
Эксперты и оппозиционно настроенные политики прогнозируют социальную нестабильность. На это обратил внимание в беседе с DELFI и председатель Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько. Он отметил, что ситуация в стране в данный момент «непредсказуемая, и как себя поведут власти и люди – сказать трудно».
Акция автомобилистов
Недавняя акция автомобилистов, которые на два часа перекрыли главный проспект белорусской столицы, наглядно показала недовольство белорусов и выявила опасения властей по поводу возможного обострения социальной ситуации. После проведения массовой акции, Лукашенко в своей обычной манере «устроил разнос» чиновникам, заявив, что цены подняли без его ведома.
- Молодец Лукашенко, - хвалил «батьку» вильнюсский таксист, подвозивший DELFI до вокзала. Однако белорусские водители далеки от восторгов по поводу ситуации.
Один из участников акции «Стоп бензин», журналист Вадим Шмыгов рассказывал, что в этом году цены на топливо поднимались уже четыре раза. «И один раз, после последнего поднятия, их снизили. Я как автолюбитель езжу по Беларуси и вынужден терпеть все эти издевательства. Когда цена на топливо за три месяца возросла в два раза, я не вижу других путей, кроме как выйти на улицу. Мы видим – это подействовало. Буквально на следующий день цены снизились. Почему мы платим за бензин почти столько же, как в Европе, при зарплатах меньших в разы?», - задается он вопросом.
На 9 июня автозаправках Минска цены были следующими:
Бензин 95-й марки – 4500 б.р. (2.14 литов)
Бензин 92-й марки – 4200 б.р (2.00 лита)
Бензин 80-й марки – 4000 б.р.( 1.90 лита)
Дизель – 4450 б.р.( 2.12 лита)
На акцию в центре Минска выехали порядка 1600 машин. Сотрудников ГАИ было не много, а эвакуаторы не справлялись с работой, поскольку работы хватало. Автомобилисты «ломались», люди поднимали капоты, имитируя перегрев двигателя. Таким образом, движение на проспекте было остановлено. Так автомобилисты вели себя в разных частях белорусской столицы. Возникла большая пробка. Люди сигналили, многие присоединялись к акции, даже те, кто не знал о ней. Люди, по словам журналиста, стояли по всему проспекту, выражая поддержку автомобилистам.
«Не стоит забывать, что цены все равно выше, чем они были ранее, и по-прежнему не доступны многим белорусам», - продолжал собеседник, попутно заметив, что руководство ГАИ заявило, что найдет каждого участника акции «Стоп бензин».
Водители недовольны
«Что тут комментировать, кошмар. Полная жо…а», - обрисовал в двух словах ситуацию с ценами на топливо водитель одного из автомобилей на АЗС в Минске. Другой выразился помягче, сказав, что его отношение к пляске цен на топливо «самое отрицательное».
«Вам откровенно сказать, с чем это связано? Политика такая у нас», - сетовал третий водитель.
Стоявший на заправке таксист отказался что-либо говорить по этому поводу, водитель, стоявший за ним, назвал происходящее «цирком», отметив, что люди в Беларуси ничего не смогут изменить. «Только не в нашей стране», - сетовал белорус.
Однако многие из опрошенных водителей утверждали, что готовы участвовать акции «Стоп бензин», если в этом будет необходимость.
Водитель Андрей признался, что и в дальнейшем ожидает повышения цены на топливо.
«Думаю, что будет продолжаться в этом же духе. Повышение цен и на топливо, и цен вообще очень сильно сказалось на мне. Вот сейчас заехал за водой, но поеду на другую колонку или магазин, поскольку по этой цене мне уже не по карману. Цены поднялись, а зарплата не выросла», - говорит он.
Полные прилавки подорожавшей продукции
Водитель Андрей так же рассказал, что из магазинов исчезают многие товары, «даже сигарет небелорусских марок не осталось в продаже».
Пустых прилавков в магазинах нет. Товаров достаточно. Нет и ажиотажа, люди не раскупают, как пару недель ранее, бытовую технику, продукты питания. Так что общий вид – благополучие. Два россиянина, которые ехали в поезде из Минска в Калининград исходили восторгом по поводу цен (которые они назвали такими же, как в России), ассортимента и качества белорусских продуктов питания.
Но покупатели в белорусских магазинах не скрывали своей обеспокоенности ростом цен и будущим.
«Всего много, но того, что ты покупал раньше, либо нет, либо ты не можешь себе этого позволить потому, что они дороже в два или три раза», - констатировал один из покупателей магазина «Юбилейный 92».
Покупатель Тамара рассказала, что цены на мясо практически не поднялись. Цену на другие продукты белорусского производства также остались на прежнем уровне . «Но вот кофе подорожало, поеду за кофе к вам в Литву», - призналась она.
Хлеб – 1790 – 2930 б.р.( 0.85 - 1.39 лита)
Мясо: - свинина – от 13 000 до 42 350 б.р.(6.19 -20.15 лита) , говядина – от 17 000 (от 8.09 литов)
Яйца – 6200 б.р. (2.95 лита)
Молоко – 2190 б.р. (1.04 лита)
Колбаса – от 14 000 б.р. (6.66 литов и выше)
Помидоры – 12 000 б.р. (5.71 литов и выше)
Водка – от 10 000 р.б. (4,7 лита)
Вино Киндзмараули- 60 060 б.р. (28.58 литов)
Греча – 22 230 б.р. (10.58 литов)
Кофе – от 24 000 до 24 000 б.р. (11.42 - 11.42 литов)
92-летний пенсионер на выходе из гипермаркета «Корона» отметил, что пенсия у него хорошая – 1 000 000 б.р. (475.85 литов), а ест он уже не так много, поэтому ему на жизнь хватает, при этом в росте цен он обвинил «проклятых буржуев». Однако белорусские коллеги приводили примеры другого размера пенсий – в 400 000 – 600 000 б.р. (190.34 - 285.51 литов).
Покупатель магазина «Юбилейный 92» сказала, что рост цен не сильно сказался на ее бюджете, поскольку у нее пока нет семьи.
«Но я знаю, что люди, у которых есть дети, семьи – у них выросли расходы», - добавила Татьяна и призналась с пессимизмом: «Думаю, что ничего хорошего не будет».
Другой покупатель, который купил наполнитель для кошачьего туалета, раздраженно констатировал, что раньше он стоил 7 000 р.б. (3.33 лита), а теперь стоит 22 000 рублей(10.47 литов). Продавец магазина, раскладывая по полкам товар, подтвердила, что цены выросли, а некоторые товары исчезли.
Также готовятся к повышению цен и аптеки. Уже сейчас поднялись цены на импортные лекарства и другие товары, которые продаются в аптеках. Молодежь у аптечного окошка поведала, что в цене поднялись презервативы (12 штук) - с 17 000 до 37 000 р.б. (8.09 - 17.61 литов).
Экперт: будущее экономики зависит от принятия решений по приватизации
Будущее белорусской экономики и валютного рынка в стране во многом зависит от принятия политических решений в части приватизации, считает экономический обозреватель издания «Белорусские новости» Дмитрий Заяц. По его словам, один из основных источников поступления валюты в стране – приватизация.
«В зависимости от того, пойдут на это власти или не пойдут, зависит то, будет в стране валюта или нет, - уверен он. - Как показывают события последних дней, даже выдача Беларуси кредита от ЕвроАЗЭС и МВФ коренным образом зависит от того, пойдет страна на приватизацию или нет».
И Россия, и, судя по всему, МВФ будут требовать приватизации белорусских активов, и это будет, одним из условий выделения кредитов, считает он.
С учетом того, что в настоящее время ведутся переговоры о возможной продаже белорусских предприятий, способы для привлечения валютных средств существуют, полагает эксперт.
«Это означает, что вероятность продажи каких-то активов существует, и она достаточно весомая. Последнюю точку в этих сделках будет ставить президент, и от его личного решения будет зависеть то, состоятся эти сделки или нет. Однако усугубляющийся валютный кризис показывает, что у властей, по всей видимости, не будет иного выхода, кроме как согласиться хотя бы на частичную приватизацию», - подвел итог собеседник DELFI.