Потому что клуб, несмотря на прошлогоднее чемпионство, продолжает терять болельщиков и поэтому почти некому расстраиваться.
В моем детстве за такой «Шахтер», который все увидели в противостоянии с «Лудогорцем», не болели бы.
В моем детстве, которое пришлось на 1980-е, болели за «Шахтер», за который играли настоящие шахтеры. Настоящие шахтеры играли на стадионе «Шахтер» – том самом, за автовокзалом, на котором начинал этот сезон этот «Шахтер».
Практически все игроки работали на рудниках, собираясь на тренировки после смены, а на матчи - по выходным. Они играли перед родителями, женами, детьми, друзьями, коллегами. И просто не могли не отдаваться от и до игре, потому что после игры у поля, дома на кухне и завтра в забое им обязательно напомнят, почему ты не подстелился под форварда «Обувщика» или махнул с пяти метров мимо ворот «Темпа».
Про свои промахи в не передающейся на бумаге этажности великого татарского языка они всегда получали по факту и с трибун. Авторов кружевных мессанжев никогда не останавливали грозные взоры сидящей в первых рядах мамы братьев Каваленей, регулярно посещавшей все матчи «Шахтера». Вот в те времена и нужно поискать происхождение сегодняшних солигорских «кузьмичей».
А братья Кавалени, Протасеня, Каминский, Гринюк, Михадюк и прочие «шахтеры» играли так, что футбол в 1980-е стал спортом №1 в горняцкой столице. До этого он конкурировал городками, по которым представители Солигорска взяли немало наград даже на союзном уровне. Матчи «Шахтера» в регулярном чемпионате БССР собирали, в зависимости от турнирной значимости, по три-пять тысяч зрителей, а на кубковые игры приходило больше, чем приходят сейчас на первенство Республики Беларусь.
В моем детстве болели за «Шахтер», который грыз землю в каждом матче, будь то речицкий «Спартак», получавший десятку в свои ворота, или минское «Торпедо».
Солигорские зрители шли на минское и жодинское «Торпедо», минские «Трактор» и «Орбиту», но самым принципиальным соперником считался минский «Спутник», руководимый тогда Курневым.
Со «Спутником» связан самый запоминающийся и уникальный матч в истории Кубка Беларуси. Его финал проходил в 1988 году в Солигорске, собрав 7 тыс. человек. После основного времени, закончившегося безрезультативной ничьей, была назначена серия пенальти. И аккурат к этому времени над стадионом «Шахтер» разверзлись хляби небесные – хлынул сильнейший дождь. Он послужил своеобразным сигналом – несколько тысяч зрителей бросилось прямо на поле, обступив ворота и штрафную площадку, из которой готовились исполнять пенальти соперники. И судья - удивительно дело – не остановил исполнение пенальти, которое к ликованию промокших до костей солигорских болельщиков завершилось очередным кубковым триумфом горняцкой дружины. Правда, «спутники» отомстили в чемпионате и тоже по пенальти, на этот раз пробиваемым в Минске и по всем правилам, выиграли титул чемпиона БССР.
В моем детстве болели за «Шахтер», в котором были тоже легионеры. В какое –то время в составе клуба появились таджики. Как оказалось, их, действуя как современный скаут, приметил и по своим связям выпросил у командования танковой дивизии, базировавшейся в соседнем с Солигорске Слуцке, тренер «Шахтера» Николай Костюкевич. Таджики проходили там срочную службу.
Легионеры ничем особым не запомнились, а с Костюкевичем связан расцвет «Шахтера» во второй половине 1980-х годов. Под его руководством «горняки» трижды взяли Кубок БССР и вошли в элиту республиканского первенства.
«От Парижа до Чижевич (прим. авт. – это такая деревенька под Солигорском) – лучший тренер Костюкевич», - вот такой кричалкой солигорские «кузьмичи» приветствовали одного из самых знаменитых в истории клуба тренеров.
В моем детстве болели «Шахтер», которому, благодаря запредельной самодотдаче игроков, по плечу оказывались команды и выше уровня «Лудогорца». Это случилось в легендарном матче с самим минским «Динамо».
Я тоже смотрел в 1988-м этот матч, протиснувшись сквозь толпу к оградке у беговой дорожки – по личным эмоциям он до сих пор остается сродни триумфу «Ливерпуля» в Стамбуле в 2003 году и выигрышу ЦСКА Кубка УЕФА в 2005-м.
«Динамо» приехало тогда на товарняк, приуроченный ко Дню шахтера, но по практически полному боевому составу, совершенно не собиралось играть в поддавки. Но в итоге влетело даже не первой команде первенства БССР со счетом 3:2! После матча тренер «динамовцев» сокрушался, что не может по возрасту пригласить к себе забившего все три мяча и лучшего форварда в истории «Шахтера» Владимира Каваленю.