При проведении правильной государственной политики власти могут запустить в оборот 12 млрд. долларов сбережений населения и бизнеса. Значение для страны имеют не одалживаемые миллиарды, а программы под их предоставление. Эффективной следует делать внутреннюю экономику страны, считают эксперты.
«На счетах у населения порядка 4 млрд. долларов, вместе с бизнесом — не менее 12 млрд. долларов, которые можно запустить в оборот при правильной госполитике», - сказал в Минске на брифинге, приуроченном ко Дню возрождения предпринимательства, председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Владимир Карягин.
Он отметил, что у правительства есть много способов пополнить бюджет. В частности, одним из эффективных инструментов являются векселя. «Надо выпустить векселя на остатки товаров на складах и предоставить предпринимателям возможность реализовать эти векселя на рынках России и Казахстана. В течение года таким образом можно привлечь около 3 млрд. долларов», - подчеркнул В.Карягин.
Также он считает необходимым начать выпуск земельных сертификатов. «Это ценная бумага, выпуск которой позволит отказаться от печатания лишних рублей, и это реальные активы, которые можно вовлечь в оборот. В краткосрочном периоде мы можем получить не менее 10 млрд. долларов», — сообщил глава союза.
Не менее 1 млрд. долларов в бюджет страны в течение полугода, по словам В.Карягина, принесет продажа бизнесу по рыночной стоимости площадей, которые арендуются предпринимателями не менее трех лет, пишут Белорусские новости.
При этом В.Карягин обратил внимание на развитие белорусского собственника. Он предлагает отдавать бизнесу в доверительное управление убыточные предприятия. «Бизнес впоследствии выкупит предприятия и заработает прибыль. Таким образом повысится эффективность производства и собственность не уйдет за рубеж», - пояснил глава союза.
В связи с этим В.Карягин подчеркнул, что Беларуси «не нужны мифические миллиарды, которые нам как морковку перед осликом постоянно показывают». По его словам, не надо рассчитывать, что кредитами мы решим те причины, которые привели к дисбалансу и диспропорциям на валютном и потребительском рынках.
«Надо рынок развивать, механизмы и институты этого рынка, а не затыкать кредитами дыры. Иначе у нас курс рубля к доллару будет меняться каждый год», - заключил председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей.
«У Беларуси нет своих денег. Россия помогает нам в текущий момент, но мы должны спасаться сами», - вторит экономист Леонид Злотников.
«Недаром МВФ требует шоковую терапию для Беларуси. Это значит, жесткую кредитную политику. Денежная масса не должна увеличиваться сверх того, что необходимо для обращения. Инфляция не должна быть высокой. Возможна лишь умеренная инфляция на переходный период - 10%. Но не 40-50%. Сюда сразу придут инвесторы. Сейчас их нет, потому что здесь высокая инфляция и нельзя рассчитать эффективность проекта, бизнес-план. Нам просто необходима шоковая терапия. Это пойдет только на пользу экономике», - уверен экономист.
«Уровень жизни нужно повышать за счет повышения эффективности внутренней экономики. Если правительство будет реализовывать свой план, чтобы не падала зарплата у бюджетников, чтобы повысить пенсии, уровень жизни подниматься не будет, но будет инфляция. Цены будут расти. Поднять уровень жизни за счет повышения зарплат и пенсий без решения других проблем невозможно. Цикл будет уходить в инфляцию, и население будет терять еще больше», - поясняет ситуацию экономист в интервью TUT.by.
«Так или иначе, обнищание населения Беларуси состоялось. Сама по себе либерализация - это большой резерв поддержки уровня жизни. Кредиты не могут капитально спасти ситуацию. Спасти - значит быстро, в течение года поднять уровень жизни. Но постепенно сделать экономику эффективной, чтобы начался твердый экономический рост, повышение уровня жизни, они могут. Мы не должны ничего проедать от будущих поколений, мы должны сами создавать», - уверен эксперт.
Однако, как считает Л.Злотников, руководство Беларуси может пойти на какие-то требования МВФ и ЕврАзЭС только под прямой угрозой потери власти.
«Мы очень сильно отстали от всего мира. Условия выдачи кредитов подталкивают нас к созданию эффективной экономики. В общем-то, требования сводятся к тому, чтобы сделать экономику такой, как у них. В России рыночная экономика. Еще более рыночная экономика в Казахстане. По всем оценкам и индексам, которые разрабатывают международные организации, у нас даже не переходная экономика», - поясняет эксперт.
«Поэтому требования России близки к тому, что требует МВФ. Экономику надо либерализовать, приватизировать. Приватизация здесь главный элемент создания этой эффективной экономики. При этом Россия подчеркивает, что неважно, кто купит, главное, чтобы это был собственник, который распорядится приватизированным более разумно. Он найдет деньги, чтобы модернизировать эти предприятия», - говорит Л.Злотников
Так что сама по себе помощь, которая может быть оказана Беларуси Россией в силу ее растянутости во времени незначительна и без глубоких структурных реформ народного хозяйства не способна стабилизировать экономическую ситуацию в стране.
Поэтому на ближайший месяц главной задачей правительства является оживление валютного рынка страны, а также предотвращение дефицита на товарных и потребительском рынках Беларуси , приводит мнение группы независимых белорусских экспертов украинская «Хвиля».
Решение указанной задачи в условиях острого недостатка резервных активов Нацбанка (даже с учетом возможного получения транша кредита АФ ЕвроЗЭС в размере 800 млн. USD) представляется крайне сложной и может потребовать дополнительной девальвации рубля на 30-50%. Возможно правительству придется прибегать к такому арсеналу решений, как временное повышение процента обязательной продажи валютной выручки (например, до 70-100%), заморозка депозитов населения.
Только после решение этих «пожарных» вопросов можно будет переходить к структурным реформам. Хотя эксперты сомневаются, что реформы вообще рассматриваются правительством Беларуси в качестве реальных. Власти Беларуси власти вполне могут, получив первый транш по линии ЕврАзЭС, демонстративно игнорируя условия предоставления помощи (а именно приватизацию – ред.), отказаться от её остального объема.