Российское издание проанализировало, как возник кризис на белорусско-литовской границе и почему он так быстро закончился.
Через считаные дни после того, как Литва начала выдворять мигрантов обратно в Беларусь, поток нелегалов через границу практически иссяк. Миграционный кризис, которым Минск пугал Европу, закончился так же быстро, как и начался, пишет РБК.
Литовский разворот
13 августа литовские пограничники заявили о том, что развернули в Беларусь всего около двух десятков мигрантов, которые пытались незаконно пересечь границу, и по гуманитарным соображениям разрешили остаться двоим. Таким образом, за десять дней Вильнюс добился существенной перемены в ситуации на белорусско-литовской границе.
Литва с 3 августа начала в принудительном порядке возвращать задержанных на границе нелегальных мигрантов в Белорус. Президент Беларуси Александр Лукашенко в ответ распорядился закрыть «каждый метр» границы. В результате количество нарушений границы сразу снизилось в разы — с более чем 200 в день до почти единичных случаев.
Один из основных потоков беженцев шел через Гродно — от этого города близко и до польской, и до литовской границы. 11–12 августа корреспондент РБК не увидел в городе мигрантов (в основном, как сообщалось, это были выходцы из Ирака и Афганистана). Сотрудница одного из отелей в центре города рассказала РБК, что еще неделю назад в гостиницу пытались заселиться сразу 19 иракцев, но в последние три дня она не видела в городе ни одного араба.
На площади у железнодорожного вокзала Гродно несколько таксистов рассказали, что обычно беженцы просили довезти их до агрогородка Гожа в нескольких километрах от погранперехода Привалка либо до другого агрогородка Поречье, тоже недалеко от литовской границы. На въезде в Поречье корреспондент РБК обнаружил пограничный патруль, который проверял паспорта всех въезжающих и спрашивал цель поездки. Беженцев в этом городке, по словам патрульных, больше нет. Корреспондент РБК их тоже не обнаружил.
Очевидным образом на ситуации сказалась и отмена авиарейсов из Ирака в Беларусь. Об их приостановке компания Iraqi Airways объявила 4 августа. А после этого начала эвакуацию иракцев из Беларуси. (При этом первыми о готовящейся приостановке рейсов объявили европейские дипломаты.) Первый вывозной рейс был организован 9 августа — бортом Fly Baghdad на родину отправились 80 человек. 10 августа из Минска в Багдад вылетел последний на данный момент вывозной рейс для иракских беженцев. Boeing 777 Iraqi Airways прилетел в белорусскую столицу пустым, а улетел полным, рассказал корреспонденту РБК представитель иракского посольства в Беларуси, который сопровождал соотечественников в аэропорту.
Собеседник РБК в белорусском Госпогранкомитете (ГПК) признал, что после того как литовцы усилили охрану границы, а Ирак свернул дополнительные авиарейсы в Беларусь, беженцев стало заметно меньше.
Впрочем, поток нелегалов в страны ЕС из Беларуси пока полностью не иссяк — те, кого не вывезли, направились в соседние Латвию и Польшу.
За среду и утро четверга (11–12 августа) в Латвии заявили о предотвращении попыток 91 человека нелегально перебраться в страну с территории Беларуси (всего с начала года на латвийском участке границы задержали 355 человек). При этом накануне Рига объявила режим чрезвычайной ситуации на граничащих с Беларусью территориях.
На польской границе на прошедших выходных были задержаны 349 человек. (В 2021 году всего был задержан 871 нелегал, а за весь прошлый год — 122.) В среду пресс-секретарь польского правительства Петр Мюллер объявил о том, что Польша усилит охрану границы с Беларусью.
Минский шантаж
Взрывной рост нарушений на границе произошел сразу после того, как в конце июня Лукашенко заявил о том, что больше не будет «защищать Европу», осуществляющую «гибридную» агрессию (ЕС ранее объявил о введении секторальных санкций и запрете полетов Belavia в Европу). После этого «белорусский коридор» для мигрантов-арабов стал зеленым: если в марте 2021 года границу незаконно перешли восемь беженцев, в мае — 77, то в июне — уже 473, в июле — 2366. Всего за 2021 год число нелегально пересекших границу Литвы со стороны Беларуси, по данным литовских властей, превысило 4 тыс. — в основном это были беженцы из Ирака (более 2,8 тыс.). При этом за весь 2020 год в Литву нелегально перешли всего 79 человек, и это были в основном белорусские граждане.
Минск отрицает, что миграционный кризис на границе Литвы был намеренно спровоцирован в ответ на действия ЕС. Заместитель председателя ГПК Роман Подлинев заявил РБК, что Белоруссия не только не помогает мигрантам пересекать границу с Литвой, но и не закрывает глаза на их проход через свои пропускные пункты: «Если мы видим группу, то всегда задерживаем». Но, сразу добавляет он, из-за напряженных отношений с соседями Беларусь была вынуждена усилить одни участки, ослабив другие. Подлинев также утверждает, что не все иракцы, что приезжают в Беларусь, обязательно беженцы, многие приехали как туристы.
В последние месяц-два в страну прибывали примерно по 600 человек в неделю, но «большинство улетают назад», сказал Подлинев. Этому, очевидно, способствует то, что для граждан Ирака действует упрощенный вариант оформления белорусской визы — ее можно получить прямо в минском аэропорту.
«Мы просто сосредоточились на участках, которые важны для нас», — осторожно объясняет РБК другой собеседник в ГПК (под важными подразумеваются те, с которых могут быть проникновения в Беларусь, а не из страны. — РБК). Беженцы, по его словам, не переходят границу большими группами. Они растягиваются и пробуют пересечь ее поодиночке. «И у нас, например, на участке 30 срабатываний [сигнализации] и два УАЗа [для выезда на место нарушения]. Мы просто физически не можем их всех поймать, — говорит он, впрочем, не выражая по этом поводу особого сожаления. — Если они ушли — ну и ладно».
Иракец по имени Ракиб, который собирался улететь в Багдад вывозным рейсом 10 августа, на плохом английском подтвердил РБК, что белорусские пограничники не мешали пересекать границу, но на другой стороне их встретили литовские пограничники с собаками. Они стреляли в воздух и заставили повернуть назад. Ракиб пытался пересечь границу несколько раз. Он показал видео, снятое на подъездах к границе, — на обочине дороги видно с десяток машин такси, привозивших таких же беженцев.
Большинство приехавших из Ирака не говорят по-английски, объясняться с ними приходится через Google-переводчик. «Мы не смогли добраться до Европы. Они закрыли границы и избили [нас], забрали деньги и мобильный. В нашей стране было много войн, свободы нет», — сообщил через переводчик корреспонденту РБК молодой иракец Мустафа. Он пытался перебраться в Литву и Польшу с семьей — неудачно. На вопрос, почему они прекратили попытки прорваться через границу, Мустафа ответил: «Если мы снова вернемся, они убьют нас». Он также собирался улететь обратно в Ирак 10 августа.
Беженцы рассказывают, что узнали о белорусском маршруте из арабоязычных групп в соцсетях, в частности в Facebook. Как правило, они покупали не билеты, а так называемые туры у иракских туристических компаний — в пакет входит билет на самолет, помощь с оформлением белорусской визы, инструкции по пересечению границы, иногда ночь или несколько в белорусской гостинице.