Экспорт шариата из Центральной Азии — вполне реальный сценарий.
В воскресенье, 15 августа, президент Афганистана Ашраф Гани бежал из страны, фактически без сопротивления передав власть террористической группировке "Талибан". Победа боевиков стала возможна из-за вывода американского контингента из страны. Афганистан возвращается к законам шариата - системе жестких религиозных ограничений. Талибы заявляют, что у них есть идея развития страны, но у экспертов по этому поводу возникает ряд сомнений. О том, что будет с наиболее непокорной страной Центральной Азии, разбирался "Апостроф".
Почему так произошло
Отсутствие серьезной промышленности, высокий уровень преступности, большое количество диаспор и кланов, враждующих между собой, а также высокий уровень преступности - вот основные проблемы, с которыми пытались справиться в Афганистане американцы с 2001 года. Но ситуация зашла в тупик - не помогли ни бешеные деньги (по приблизительным подсчетам, за 20 лет Штаты потратили около триллиона долларов - "Апостроф"), ни попытка "зацементировать" центральную власть силой оружия. Бывший президент страны Ашраф Гани, который в свое время работал во Всемирном банке, а также периодически преподавал менеджмент в бизнес-школах Гарвардского и Стэнфордского университетов, не смог стабилизировать ситуацию.
Чтобы построить цивилизованную страну, нужны были цивилизованные люди, говорит директор Центра ближневосточных исследований Игорь Семиволос. Когда американцы увидели, что ситуация не стабилизируется, а институты слабы, в американском обществе популярной стала идея о выводе войск. Что касается "Талибана", то несмотря на статус террористической организации, ее руководство активно ведет переговоры с ключевыми мировыми игроками, пытаясь обеспечить себе легитимность.
Будет ли бороться Афганистан против шариата?
Сейчас "Талибан" строит планы по федерализации страны - чтобы представители разных кланов получили больше возможностей автономно управлять подконтрольными территориями, объясняет "Апострофу" содиректор программ внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова Алексей Мельник. Но для того, чтобы удержать эти земли вместе, нужна какая-то общенациональная идея. Однако ничего, кроме радикального ислама талибы предложить людям не могут. В 90-е годы прошлого столетия талибы уже были у власти - и тогда в Афганистане годами не прекращалась гражданская война. Поэтому, считает эксперт, после возвращения талибов Афганистан не получит мирного и стабильного развития.
Если же говорить об отношении талибов к гражданскому населению, то традиции организации публичных казней, например, расстрел женщин из автоматов на стадионе, вряд ли куда-то исчезнут. И это может привести к очередной волне военного противостояния. По словам Мельника, значительная часть местного населения за последние 20 лет с энтузиазмом приняла западные ценности и будет их отстаивать с оружием в руках.