Внешнеторговое чудо, ставшее главным драйвером макродинамики, складывается из экспортного бума и запаздывающего роста импорта. Об этом говорится в квартальном отчете Центра экономических исследований BEROC.
Во втором квартале физобъем экспорта покорил новый исторический максимум, а по сравнению с плато, на котором он находился в прековидный период, его величина возросла на 14%, пишется в работе.
Физобъем импорта также значимо возрос (на 5% по сравнению с 1 кварталом), но его уровень лишь приблизился к прековидной величине.
Аналитики выделили несколько причин экспортного бума.
По их мнению, во-первых, на фоне повсеместного роста цен, белорусские производители сдерживают их для своей продукции, получая ценовое преимущество. Это актуально, например, для продукции деревообработки, черных металлов, текстиля, обуви, шин.
Во-вторых, глобальный ценовой шок на продовольствие породил и рост спроса на продукцию смежных отраслей. Этот эффект затрагивает белорусских производителей, например, минеральных удобрений, с/х машиностроения и др.
В-третьих, наиболее конкурентоспособные производители смогли закрыть ниши, возникшие на фоне разного рода ковидных сбоев предложения. Это актуально, например, для приборостроения и производства мебели.
В-четвертых, восстановились к привычному для себя уровню физобъемы экспорта нефтепродуктов и калийных удобрений.
«Пока не очевидно, насколько устойчивы эти факторы и смогут ли белорусские экспортеры хотя бы удерживать завоеванные позиции впоследствии. А от этого, в свою очередь, во многом зависит будущая макродинамика», - отметили экономисты.
Инфляция как устойчивый трендВ отчете также обратили внимание на то, что в последнее время продолжает набирать обороты инфляция. По мнению аналитиков, ускорение инфляции приобрело характер устойчивого тренда.
«С одной стороны, к этому можно отнестись достаточно спокойно, со ссылкой на то, что такой тренд имеет региональный и даже глобальный характер. На глобальном уровне его обусловливает комбинация адаптаций к постковидным условиям как со стороны предложения (нарушение логистических и производственных цепочек), так и спроса (реакция на масштабные монетарные и фискальные стимулы)», - пишут исследователи.
С другой стороны, указывают они, в отличии от стран с устойчивой и предсказуемой монетарной средой, способность Нацбанка Беларуси взять инфляцию под контроль в среднесрочной перспективе вызывает куда больше сомнений.
Запоздалое повышение процентных ставокВ работе также отмечается, что ускоряющаяся инфляция вынудила Нацбанк задействовать дополнительные инструменты, так как все более очевидной становилась недостаточность для этого лишь мер по контролю над денежной массой. В два этапа была повышена ставка рефинансирования (на 1,5 п.п. до 9,25% годовых), также имело место «высвобождение» ставок по валютным депозитам.
«Однако такое повышение ставок видится запоздалым, и, вероятно, уже недостаточным для обуздания инфляции. Текущий инфляционный всплеск раскрутил инфляционные ожидания, что приводит к укоренению «плохих» паттернов поведения экономических агентов. Это, особенно с учетом текущего информационного фона, усиливает внутренние предпосылки для инфляционной спирали», - подвели итог экономисты BEROC.