Почему именно сейчас встретились Александр Лукашенко и Владимир Путин? Чего хочет Кремль и что он получит? Каки выгоды Российской Федерации от интеграции. Об этом рассказал политолог Игорь Тышкевич на своем youtube-канале.
"Есть один резон. А именно – выборы в Госдуму и необходима история успеха. И много красивых заявлений. Лукашенко сказал, что встреча и подписание союзных программ – это «предвыборный подарок Путину». Есть и другие резоны, есть желание Москвы получить то, что она запланировала на будущий год", - говорит эксперт.
Он считает, что риторика Лукашенко известна: "Мы идем путем экономической интеграции, не сдавая своего суверенитета и создавая равные условия для деятельности компаний".
Чего хочет РоссияДля России, по мнению политолога, очень важен единый рынок газа. Теперь «Газпром» может получить доступ к распределительным сетям внутри Беларуси. Она окончательно сядет на крючок российского монополиста.
Ключевая проблема России: имея большую долю рынка, не иметь входа в экономику с точки зрения контроля ключевых отраслей. Из 9 с половиной млрд – около 8,5 приходятся на структуры близкие к «Газпрому».
"Для России крайне важны: военно-промышленный комплекс, нефтехимия, логистика, информационные технологии, автопром, «калийка», транспортная отрасль. Это то, на что будет давить Россия до нового года", - говорит эксперт.
Ее «шаг номер один» – войти в белорусскую экономику. Это то, что федерация пыталась сделать в Украине.
Новые кредиты имеют очень интересную особенность – сроки выплат. Сроки размазаны на 21-22 год. РФ рефинансирует эти выплаты на 24-26 год. Однако, если будет просрочка в выплатах регулярных – Россия имеет право требовать выплатить все сразу. Это подстраховка.
Изменить политическую системуТышкевич считает, что Россия хочет, базируясь на этих активах и параллельно осуществляя внешнее-политическое давление, вынудить Лукашенко к изменению политической системы с усилением роли парламента и появлением такой вещи, как парламентское большинство, парламентская коалиция.
В условиях расколотого белорусского общества с точки зрения политических предпочтений даже в условиях супер-свободных выборов – в парламенте две большие фракции, которые тупо не могут договориться между собой.
И маленькие пророссийские партии, которые будут играть роль золотой акции, присоединяясь либо к одной, либо к другой стороне, создавая таким образом большинство и претендуя представительство в правительстве.
То, что правительство должно избираться парламентом – это тоже принципиальная российская позиция. Это так называемый квотный принцип формирования правительства, который если не исключает, то усложняет любые резкие маневры, любые резкие реформы.
Что еще важно для РоссииВ числе значимых выгод России – объединение предприятий в наднациональные холдинги. Это значит, что два предприятия объединяются путем обмена акций. Здесь у Беларуси намного более слабая позиция.
Беларусь сторона получает 25-30% акций, российская – 60%. И это приватизация без единого рубля.
Информационная безопасность. Российские специалисты могут получить доступ к белорусской информации.
Сотрудничество в таможенной сфере и унификация непрямых налогов. Появится орган, который будет контролировать гармонизацию косвенных налогов. Новый наднациональный орган.
Россия не верит белорусской стороне и пытается контролировать путем создания дополнительного смотрящего органа. Какой он будет, пока неизвестно.
Для России крайне важно изменить настроения белорусовПо словам эксперта, при опросах больше 60% белорусов и россиян говорят – да, мы за интеграцию. Но большинство под интеграцией понимает увеличение объемов торговли. А совместные рынки, совместная налоговая система, таможенная, законодательство и т.д.? За эти изменения – уже от 7 до 12 %. За единую конституцию – 7%, за объединение в одну страну – 2,5%.
"Я не говорю о партиях, которые бегают с триколором, пусть это будут бчб-флаги. Другой вопрос – какая политика, какие нарративы. России необходимо войти в белорусскую политику, чего не было раньше", - говорит он.
Чтобы контролировать процессы в стране, необходимо контактировать с людьми. И одно дело, когда в авторитарной системе, когда командуют сверху вниз – эта пирамида власти более-менее стабильна. И другая вещь – вход на средний и нижний уровень.
Миграционный кризисНа пресс-конференции Путин заявил, что миграционный кризис не касается России, что это суверенное дело Беларуси. Но миграционный кризис – это проблема, и Путин не стал поддерживать Лукашенко. Он не говорил, что это нерукотворная вещь, что это стимулируется белорусской стороной. То есть, на данном этапе Россия открыта для контактах, а Беларусь - пока закрыта.
Напомним, 9 сентября состоялась встреча Лукашенко и Путина, на которой, по словам сторон, были подписаны все 28 союзных программ по интеграции Беларуси с РФ.
Мнение комментатора может не совпадать с мнением редакции