Украинская власть и общество способны дать отпор.
Россия развернула против Украины войну на всех фронтах. Кремль фактически отказался от перемирия на Донбассе. Теперь обстреливают не только саму линию разграничения, но и города вблизи линии фронта — Авдеевку, Счастье.
При этом в Москве постоянно утверждают, что это Киев не выполняет Минские соглашения и не воплощает в жизнь договоренности, которые были достигнуты во время последнего саммита «нормандской четверки» в Париже. Эти обвинения, не подкрепленные никакими фактами, позволяют России фактически блокировать продолжение диалога в «нормандском формате», — пишет Виталий Портников для «Радио Свобода».
Да, какие-то спорадические контакты происходят, встречаются чиновники, но о конкретной дате «Нормандского саммита» речь не идет. И самое главное — если даже предположить, что этот саммит рано или поздно таки состоится, к каким результатам он может привести? Ведь Россия не просто не собирается завершать конфликт. Она планомерно втягивает оккупированные территории в собственное политическое пространство — раздает жителям оккупированной части Донбасса российские паспорта и поощряет проведение предвыборной кампании по выборам в Государственную думу Российской Федерации и самих выборов.
О каком восстановлении территориальной целостности Украины может идти речь, если страна, контролирующая часть украинской территории, делает все возможное, чтобы отрезать жителей этих территорий не только от Украинского государства, но и от украинского политического пространства?
Энергетический фронт
Теперь открыт и второй фронт — энергетический. Еще до запуска «Северного потока-2» Россия принимает меры, которые в перспективе должны лишить Украину ее транзитного статуса. Конечно, можно делать громкие заявления о гарантиях энергетической безопасности Украины, но как можно будет гарантировать сохранение Украиной транзитного статуса, если не останется стран, которые захотят получать газ через украинскую ГТС?
Мы уже видим, что «Газпром» не останавливается даже перед возможными финансовыми потерями, когда речь идет о возможности обхода украинской ГТС. Уменьшение цены в долгосрочных контрактах — а для европейских стран это важно в условиях повышения цены на сырье на спотовых рынках и возможного дефицита газа этой зимой — идет как бы «в пакете» с обходными газопроводами.
Пропагандистский фронт
Еще один фронт — пропагандистский. Сейчас на нем превалирует создание нервозности на белорусском направлении. В соседнем государстве Александр Лукашенко, пытается показать себя главным союзником Владимира Путина, делает одно воинственное заявление за другим и обещает усилить военное присутствие на границах Украины и Беларуси — с помощью России, понятно же.
Времена, когда Лукашенко ошибочно считали гарантом ненападения на Украину со стороны Беларуси, окончательно ушли в прошлое. И независимо от того, будет усиливаться российское военное присутствие в Беларуси или нет, эта риторика Лукашенко должна создать в Украине ощущение осажденной со всех сторон крепости.
Кремль ведет войну не для развлечения
Что же происходит? Когда Россия напала на Грузию, она называла свою агрессию «принуждением к миру», хотя на самом деле это был принуждение к капитуляции маленькой страны, которая, конечно же, не могла противостоять нападению великой державы, тратящей огромные средства на милитаризацию.
С Украиной такого простого «принуждения к миру», как с Грузией, не получается. И поэтому принуждение к капитуляции происходит по всем возможным направлениям. Украину запугивают. По Украине стреляют. Украину хотят заморозить и спровоцировать энергетический кризис и социальный хаос.
Все ради того, чтобы украинская власть была деморализована и поняла, что должна договариваться с Россией на условиях Владимира Путина. Отказ от европейской и евроатлантической интеграции. Отказ от Крыма. Прямые переговоры с марионеточными руководителями оккупированной части Донбасса. И это только начало списка, который будет озвучен российским президентом на переговорах с президентом Украины — если, конечно, эти переговоры состоятся. А дальше — превращение Украины в лукашенковскую Беларусь и отсутствие перспектив развития. Зато — дешевый газ, формальное восстановление территориальной целостности (без Крыма) и поддержка российских силовиков, если власти в Киеве будет угрожать собственный народ.
Конечно, это политическая фантастика. В Украине нет ни общества, которое было бы настроено на капитуляцию, ни власти, которая готова такую капитуляцию подписать. Но Кремль ведет свою войну против Украины отнюдь не для развлечения.