Нужна забастовка.
Анна Коновалова была вынуждена покинуть Беларусь вместе с двумя внуками, после того, как ее дочь и зятя, Антонину Коновалову и Сергея Ярошевича посадили в тюрьму. Сейчас она находится в Варшаве. Сайт Charter97 поговорил с Анной о ситуации в стране.
– Недавно в Беларуси объявили предзабастовочное состояние. Многие эксперты отмечают эффективность забастовок в других странах, когда речь шла о борьбе против диктатуры. Может ли забастовка изменить ситуацию в стране?
– Я тоже так считаю, что забастовка быстро изменит ситуацию в стране. Я помню август 2020 года, когда выходил БелАЗ, МЗКТ, а также как красиво шли с МТЗ. Однозначно забастовка нужна.
Как бы вы оценили сегодняшнюю ситуацию в Беларуси? Насколько сегодня высока ненависть к Лукашенко?
– Я думаю, что ничего не изменилось с 9 августа, то есть ненависть как была, так и есть. Может быть, она стала более точечной, уже конкретно люди знают, кого любить, а кого нет. Я думаю, что это чувство зашкаливает.
– Ваша дочь и зять находятся сегодня в тюрьме. Может ли забастовка надавить на режим, чтобы освободить всех политзаключенных?
– Я выступаю за освобождение политзаключенных, потому что у нас уже число только официально приближается к тысяче. А сколько у нас еще неофициально, сколько непризнанных, которые осуждены по политическим статьям. Поэтому я за любое движение и освобождение политзаключенных.
– В интернете есть довольно популярна ваша с внуками фотография с акции солидарности в Варшаве. Почему сегодня важно проявлять активизм за границей?
– Я считаю, что весь мир должен знать о происходящем в Беларуси – у нас число политических заключенных растет как грибы после дождя. Причем любой может пополнить, неважно за одежду или какие-то политическую позицию.
Мы выходим, потому что у нас сидит мама уже больше года, которая была невинно осуждена. Она хорошая мама, у нее двое маленьких детей, которые больше года не видят своих родителей.
– Как диаспора может помочь в забастовке и вообще в смене режима?
– Это наша солидарность. Именно поддержка людей, которые в плохих финансовых условиях. Приезжают потерянные люди.
– Какие выводы можно сделать из прошлых забастовок и протестов, что улучшить в планировании и работе с людьми?
– Надо побольше солидарности. Не бросать своих, друг за друга.