Эксперты считают, что заметная ценностная трансформация в белорусском обществе произошла еще до 2020 года.
Тому, что ценностные ориентиры белорусов начали меняться, кроме прочего, поспособствовало и развитие частного сектора, считают эксперты.
Если в 2012 году в частном секторе было занято 37,8% населения страны, то сейчас эта цифра – 50%. Такой информацией поделился на конференции Центра новых идей экономист, директор центра BEROC Павел Данейко.
«Это также говорит о трансформации ценностей. У людей появилось ощущение, что ты сам решаешь свою судьбу», – сказал Данейко.
Также, подчеркнул эксперт, в Беларуси позитивно относятся к тем, кто занимается бизнесом. И этим мы отличаемся от Украины и России», – сказал Данейко.
Он обратил внимание на то, как происходило формирование белорусского бизнеса.
В Беларуси становление частного сектора происходило без массовой приватизации в отличие от соседних стран, заметил экономист. В 90-х годах прошлого столетия те, кто хотел заниматься предпринимательством, начали свой бизнес с нуля. В первую очередь, это были производственные бизнесы.
«И власть поддерживала такой бизнес. Это еще связано с наследием марксизма: производственники – хорошие, а торгаши – плохие. В результате, в том числе благодаря различным макроэкономическим ситуациям, в стране вырос достаточно эффективный частный бизнес», – считает эксперт.
«А с 2006 года пошли значимые реформы, которые позволили частному бизнесу расти», – добавил он.
Как менялось отношение к частному бизнесу?Данейко обратил внимание: в 2005-2006 годах в Беларуси эксперты впервые зафиксировали рост симпатий общества к частному бизнесу и предпринимательству.
«Впервые в эти годы белорусы стали называть предпринимателей «хорошими людьми». До этого момента, где-то в начале 2000-х годов, тех, кто занимается бизнесом, получали в основном негативные характеристики. Таким образом, мы получили значимую трансформацию», – подчеркнул экономист.
Он также заметил, что, согласно данным Евромонитора за 2017 год, белорусы третьи в мире по поддержке частной собственности и рыночной экономики (после датчан и албанцев). А в мировом рейтинге экономических ценностей у нас 15 место.
Просят не мешатьСоциолог Геннадий Коршунов считает, что в Беларуси уже давно и бизнес, и общество предпочитают, чтобы государство им просто не мешало.
«Заметим, что в тех сферах, куда государство не вмешивается, чаще всего все хорошо. Взять хотя бы набивший оскомину пример с ПВТ», – добавил он.
Социолог отметил, что люди сегодня имеют возможность сравнить эффективность госсистемы с тем, что они делают сами.
«Возьмем хотя бы самоорганизацию в сети. Как только Сеть, ресурсы, компетенции людей позволили на повседневном уровне, то есть на форумах, в чатах, в социальных сетях, выносить различные проблемы, предлагать способы их решения, а также их реализовывать, люди стали это делать, не оглядываясь на государство», – считает Коршунов.
По его словам, сегодня в Беларуси мы имеем дело с переосмыслением национальной идентичности, появлением гражданского общества и новых экономических практик.
«И это, несомненно, революционный процесс», – подытожил он.