Выборы президента в 2020 году и волна протестов, которая возникла против их официальных итогов, притянули внимание всего мира к Беларуси. Однако потом интерес к белорусской повестке начал меняться.
Исследователи Центра новых идей выясняли, как изменился медийный образ Беларуси за рубежом в 2020 -2021 годах. Для этого они проанализировали 3269 статей, из них 2457 пришлось на 2020 год, а 812 – на 2021.
Как отметила исследователь Центра новых идей Алеся Рудник, уже с начала регистрации кандидатов в президенты в прошлом году иностранные медиа начали интересоваться развитием происходящих в Беларуси событий, а также судьбой лидеров оппозиции. С началом протестов стал заметным рост публикаций про Беларусь, правда, он замедлился спустя несколько месяцев.
Самые популярные темы – выборы и репрессииСамые популярными темами в иностранных СМИ за последний год были выборы, а также репрессии в отношении тех, кто не согласился с их результатами и вышел протестовать.
В первые дни после президентских выборов примерно в 7% статей зарубежных СМИ Лукашенко называли победителем на выборах. Такие утверждения появлялись в СМИ в основном в августе и сентябре чаще всего в Германии, России и Испании.
Намного больше внимания иностранные СМИ привлекли протесты против результатов выборов. Про это писалось в 31% статей (чаще в Германии и США). Шведские медиа в свою очередь чаще писали про репрессии, которые были связаны с постэлекторальными протестами. Зарубежные СМИ указывали на позицию Запада, России, белорусских властей и оппозиции. Позиция официального Минска относительно итогов выборов чаще была отображена в российских изданиях.
Также одной их основных тем, которые поднимались в иностранных медиа за прошлый год, стали репрессии в отношении белорусов. В Германии этой теме было посвящено 37% материалов, в Испании – 27%. Между тем, в России количество статей на эту тему было всего лишь около 5%.
Резонанс в западных СМИ также вызвал инцидент с посадкой самолета с Романом Протасевичем на борту. Этой теме было посвящено 12% статей, в основном в немецких, шведских СМИ, а также США.
По словам Алеси Рудник, основной лейтмотив таких публикаций – осуждение принудительной посадки самолета в Минске и незаконное задержание журналиста.
Репрессии против белорусских журналистов – третья по популярности темаПро белорусскую оппозицию иностранные медиа писали в половине проанализированных материалов изданий. В 29% случаях оппозицию описывали в целом, не указывая имен, в иных случаях – сквозь призму лидеров. Чаще всего из лидеров белорусской оппозиции упоминалась Светлана Тихановская (21%). В России про Тихановскую писали значительно меньше, чем, например, в Германии и Испании. Бабарико упоминался как представитель оппозиции только в 2% случаев.
В очень незначительном количестве статей упоминалось имя Павла Латушко. Статей, в которых писали про Марию Колесникову, было больше, чем в случае с Бабарико. Ее имя упоминается в 9% проанализированных материалов изданий. Почти половина из них была в немецких СМИ в 2020 году.
«Однако как только Мария Колесникова села в тюрьму, количество упоминаний и статей про нее упали в течение месяца в 10 раз», – рассказала Алеся Рудник.
Еще одна из наиболее частых тем, которые поднимались за прошлый год в отношении Беларуси в зарубежных СМИ – это репрессии против белорусских журналистов и закрытие независимых медиа. Это третья по популярности тема после репрессий и Светланы Тихановской, отмечается в исследовании.
Зарубежные медиа чаще всего упоминали белорусские независимые СМИ в контексте репрессий против отдельных СМИ и журналистов. А вот, к примеру, польские и американские издания чаще чем другие давали негативную оценку деятельности белорусских государственных медиа. Количество ссылок на госмедиа в сравнении с ссылками на независимые белорусские медиа также было ощутимо меньше.
Беларусь вместо «Белая Россия»Алеся Рудник, подводя итоги, обратила внимание, что исследование выявило еще один интересный факт: если в 2020 году вместо названия «Беларусь в 19% статей употреблялся аналог «Белая Россия», то под конец 2021 только в 10% журналисты употребляли данное название.
Несмотря на утверждение, что Беларусь остается в международной повестке, анализ показывает, что количество статей, где упоминается Беларусь, стало значительно меньше за последний год. Если в Германии количество материалов по теме Беларуси уменьшилось вдвое, то в России на данную тему стали писать меньше в семь раз.
При этом Алеся Рудник среди других стран особо выделила Германию. По ее словам, именно в немецких изданиях было много статей с уклоном в сторону прав человека, а также про политзаключенных и репрессии в отношении журналистов.
Опрошенные в рамках исследования участники фокус-группы (представители диаспор и общественно-политических проектов) заметили: несмотря на то, что Беларусь постепенно исчезает с повестки международных СМИ, иностранные журналисты за последний год ощутимо углубили свое понимание ситуации в Беларуси.
Представители фокус-групп, которые общаются с иностранными журналистами также подчеркнули, что тех интересуют в первую очередь темы и события негативного характера, которые могут вызвать возмущение на Западе. Кроме того, они обратили внимание на то, что каждая страна сегодня пробует вписывать события в Беларуси в свой контекст или подавать новости о Беларуси через призму того, что актуально в их странах.
Беларусь падает в повестке«Беларусь падает в повестке, – констатировала Рудник. – И это закономерно и нормально в принципе, когда какая-то страна не держится в недельной повестке зарубежных стран на протяжении года. Хотя с появлением миграционного кризиса Беларусь скорее всего опять поднимется в повестке», – отметила Рудник.
«Наш единственный путь для того, чтобы продержаться в повестке дня, это делать свой голос более слышимым, ковать и обучать белорусских англоязычных и немецкоязычных журналистов, продвигать альтернативные модели распространения контента, которые создают белорусские медиа», – резюмировали эксперты.