Европа не в первый раз сталкивается с потоком мигрантов с территории Беларуси. Первый кризис наблюдался в год прихода Лукашенко к власти — в 1994-м.
Он, конечно, не сравним с нынешним ни по масштабам, ни по последствиям, вспоминает «Завтра твоей страны».
В 1994 году основную массу мигрантов, пытавшихся через границу суверенной Беларуси прорваться на богатый Запад, составляли представители стран Юго-Восточной Азии: о группах в десятки задержанных на пограничной территории граждан Индии, Шри-Ланки и других стран этого региона в течение года сообщали все центральные газеты страны. Самой крупной стала группа из 91 мигранта, задержанная в апреле на белорусско-польской границе.
В конце 1994-го Министерство внутренних дел, возглавляемое тогда Юрием Захаренко, отчиталось о предварительном количестве пойманных мигрантов: за 11 месяцев на пограничных территориях было задержано 1087 человек.
«Улов» стал рекордом для небольшой суверенной страны. Но эта цифра не идет ни в какое сравнение с сегодняшними масштабами только выявленных правонарушений по незаконному пересечению границы. За 11 месяцев 2021 года на белорусско-польском участке, по сообщениям польской стороны, было остановлено свыше 24 тысяч мигрантов. Белорусско-литовскую границу за этот период безуспешно пыталось пересечь примерно 4,5 тысяч мигрантов. Больше «повезло» пока латвийцам – их участок с Беларусью намеревались использовать для проникновения вглубь Европы около 1,5 тысячи человек.
По сравнению с 1994-м изменился не только национальный состав мигрантов, но и «ценники», которые они оплачивают за свою доставку на Запад.
В 2021 году это были, в основном, граждане Ирака, Ирана, Сирии, среди которых преобладали этнические курды. Но несмотря на более выгодную логистику (Дамаск и Багдад намного ближе к Минску, чем Нью-Дели и Коломбо), стоимость трансфера через Беларусь за эти 27 лет резко взлетела.
В 1994 году, по информации правоохранительных органов, за доставку на тогда менее серьезно охраняемые участки границы Беларуси с Литвой и Латвией нелегалы платили посредникам от 200 долларов. До 5 тысяч долларов обходился им «полный пансион» — пересечение границы и прибытие в Германию.
Сейчас в расследованиях СМИ фигурируют куда большие суммы. За доставку в Европу через Литву, включая визу, трансфер и временное размещение, иракские курды могут заплатить посредникам до 15 тысяч долларов. Новизной нынешней волны миграции является так называемый залог – сумма в 3-4 тысяч долларов, которая остается в руках организатора незаконного трипа, если его участник не вернется на родину.
Но самое важное отличие мигрантских кризисов 1994-го и 2021-го в том, кто ловил тогда и кто ловит сейчас тех, кто незаконно пересекает границу. Сейчас их не пропускают в Европу польские, литовские и латвийские пограничники и солдаты. Именно с сопредельной стороны теперь поступает статистика о задержанных мигрантах. В 1994-м этим, и довольно эффективно, занималась белорусская сторона.
Мигрантский кризис 1994-го стал толчком для отставки тогдашнего главы погранвойск Евгения Бочарова. Незначительный на взгляд генерал-лейтенанта эпизод на белорусско-польской границе, когда группа из 67 нелегалов из Юго-Восточной Азии пыталась попасть на сопредельную сторону с помощью подкопа, привел к созданию специальной комиссии под руководством Петра Чауса. В развитие ситуации она выявила в подначальном Бочарову ведомстве злоупотребления валютными средствами, пошедшими на закупку автомобилей Mercedes, и незаконную распродажу оружия из арсенала погранвойск. Некоторые СМИ, правда, писали, что историей с мигрантами тогда воспользовался президент Лукашенко, чтобы снять весьма влиятельного в военных кругах генерала, который поддерживал дружеские связи с лидером оппозиции Геннадием Карпенко.
Сегодня мигранты, которые дожидаются своей очереди или у которых не получилось с первой попытки попасть в Европу, заполонили белорусские гостиницы, аэропорт, железнодорожные вокзалы, торговые центры, дворы, приграничные деревни и даже ночуют в полях с видами на Польшу или Литву. В 1994-м такого, по крайней мере, не допускали и поступали весьма просто.
«…Белорусское государство пока не придумало, как бороться с иностранными гражданами, следующими через нашу страну транзитом в Европу и иногда надолго здесь задерживающимися: то ли отправлять их на родину, то ли сажать в тюрьму», — писала в декабре 1994-го «Белорусская деловая газета».
И то, и другое стоило денег, которых не было в бюджете, придумали оригинальный выход: мигрантов вывозили за белорусско-российскую границу, на которой тогда еще отсутствовали столбы, и оставляли на территории восточной соседки. Часть нелегалов, конечно, возвращалась, чтобы и дальше предпринимать попытки перейти границу, но часть, убедившись, как охраняется граница с белорусской стороны, предпочитала искать другой путь в лучшую жизнь.