Национальный банк Беларуси и коммерческие банки расходятся в "показаниях". НББ заявляет, что сделки на внебиржевом рынке активно проводятся, а представители коммерческих банков утверждают, что межбанк "парализован". В ближайшее время валютный рынок страны не заработает, считают эксперты.
После заявления Нацбанка о том, что сообщения СМИ об остановке сделок на внебиржевом рынке не соответствуют действительности, многие задались вопросом: откуда такая разница в оценках процесса, который происходит на внебиржевом валютном рынке?
Напомним, что накануне Национальный банк распространил сообщение, в котором заявил, что сделки на внебиржевом валютном рынке осуществляются, о чем говорят статистические данные (см. БДГ от 6 июня).
При этом Нацбанк в понедельник отказался комментировать журналистам, почему в условиях заключаемых сделок на внебиржевом рынке юрлица и население не могут купить валюту в банках. По идее, все должно быть иначе: банки покупают валюту у предприятий и продают ее всем желающим — юрлицам и физлицам.
Банкиры полагают, что заявление центрального банка связано с желанием успокоить общественность — посмотрите, мол, сделки на рынке проходят, пишут Белорусские новости.
"Они пытаются успокоить людей и рынок. Субъекты хозяйствования знают и понимают, что всё совсем не так", — заявил начальник отдела одного из коммерческих банков, комментируя сообщение Нацбанка.
Аналитики также не считают, что межбанк полноценно функционирует. Рост сделок происходит благодаря тому, что юридические лица вынуждены находить иные схемы проведения валютно-обменных операций, чем это предусмотрено официально. Кроме того, в масштабах целых министерств валюта перераспределяется в ручном режиме.
"Минпром сегодня перераспределяет валютную выручку между крупными предприятиями, помогая справиться с кризисом. И если ты, например, не входишь в состав Минпрома, то у тебя нет доступа к этой валюте. Такой же подход в других ведомствах", — отмечает финансовый аналитик Андрей Карпунин.
Импортеры продолжают утверждать, что приобрести валюту у банков они сегодня не могут. "Свободных сделок по продаже экспортерами валюты сегодня практически нет. Соответственно, те сделки, которые проходят, носят целевой характер: конкретный продавец продает валюту конкретному покупателю, а банки являются лишь необходимым для этого посредником", — говорит председатель совета директоров Ассоциации компаний информационных технологий Дмитрий Якимахо.
Банкиры предполагают, что те сделки, которые сегодня заключаются на внебиржевом рынке, являются лишь частью сделок между участниками рынка (импортеры после сделок с банками доплачивают экспортерам векселями и другими инструментами до рыночного курса).
То, что такие схемы реально существуют, Д.Якимахо также не исключает: "Если люди готовы покупать валюту дороже, а продавать сегодня можно только по курсу, который на 2% отличается от курса Нацбанка, то с учетом, что сделки на межбанке все-таки проходят, из этого следует очевидный логический вывод".
Судя по всему, о теневых схемах на внебиржевом рынке знают и на официальном уровне. Если бы валюта в стране была в свободном обращении, пресс-служба МВД не объявляла бы курс доллара на черном рынке. А так получается, что формально валютообменные сделки на внебиржевом рынке проводятся, а до наличного рынка эти деньги по описанным выше причинам не доходят.
Причем, из-за возникшего дефицита валюты на межбанке на черный рынок двинулись и некоторые представители корпоративного сектора. Наличие теневых схем с их участием — закономерный результат в сегодняшней ситуации, когда спрос на валюту со стороны юрлиц огромен, отмечают Белорусские новости.
"Отложенный спрос чрезвычайно велик, и это стимулирует экспортеров не продавать валюту или придерживать ее. Ситуация усугубляется тем обстоятельством, что высокий спрос на валюту существует не только со стороны импортеров, но и со стороны банков",— отмечает Д.Якимахо.
По его словам, у коммерческих банков сохраняются значительные валютные обязательства (гарантии, выданные валютные кредиты и прочее). Банки стараются направлять валюту тем клиентам, у которых есть эти обязательства.
"Спрос на валюту сегодня сильно превышает предложение, соответственно, до установления равновесного курса белорусского рубля еще достаточно далеко", — полагает Д.Якимахо.
По мнению финансового аналитика официального партнера "Альпари" в Минске Вадима Иосуба, есть только два варианта решения проблемы: "Либо это интервенции Нацбанка по текущим курсам, то есть продажа валюты, например, на бирже или межбанковском рынке, и пополнение обменников. Второй вариант — снятие существующего 2-процентного ограничения при формировании курса обмена валют на разных сегментах рынка. В этом случае валюта также появится для покупателей, но по каким-то другим курсам. Возможна комбинация этих мер. Но до сих пор каким образом будет решаться проблема на валютном рынке, не очень-то и понятно", — отмечает эксперт.
Так что в ближайшее время валютный рынок не заработает, чтобы не говорили в правительстве и не заявляли в Нацбанке.