Это результат лживого властвования Назарбаева.
Еще вчера вечером за ужином у меня на даче говорили о чем угодно, только не о Казахстане. Уже ночью говорили только о Казахстане и сегодня других тем нет.
Пока совершенно не ясно, что происходит. Скорее, я жду информации от моих друзей из Казахстана, чтобы хоть что-то понять. Один из них, владея инсайдерской информацией написал мне, что Токаев в панике. Так ли это? До этого письма я на 80% был уверен, что революция — это способ Токаева устранить старика Назарбаева и его клан от власти. Из Казахстана ночью улетели десятки бизнес-джетов, а это значит, что хотя бы для части элиты эти события — страшная неожиданность.
Теперь о перспективах. Все они гипотетичны.
Во-первых, о самом протесте. Очевидно по его размаху, что он спонтанный. Можно рассуждать о том, кто поднес спичку, но, если подносить к воде даже факел — она не загорится. Очевидно, что общество Казахстана стало взрывоопасным, легко воспламеняющимся, и это не чей-то замысел — это результат неправедного, лживого властвования Назарбаева и его присных. Могло произойти и самовоспламенение. Но могла быть и спичка — чья?
Как я вижу пока, силовые структуры оказывают слабое сопротивление. Им не дан приказ массового огня на поражения. Пострадавших силовиков в разы больше, чем восставших. Из этого можно сделать вывод, что часть руководства этими структурами заинтересована в смене власти.
Из внешних сил можно назвать Путина, который захотел под шумок «взять под защиту жизнь и имущество» русского христианского населения ряда областей Казахстана. Этот новый Крым, безусловно, прибавил бы ему популярности. Участвуют ли русские в протестах или они пока инертны — я не знаю.
Можно назвать и Эрдогана с его пантюркистскими упованиями. В Турции дела обстоят сейчас плохо, и новый геополитический проект при удачном осуществлении добавил бы престиж хозяину Анкары.
Вряд ли это Китай. Китаю хватает своего Синьцзяна, чтобы брать под контроль еще один регион с мусульманским тюркским населением, к тому же уже привыкший за тридцать лет к государственности.
Талибы тоже пока в стороне, но они могут появиться в южных, наиболее мусульманских и наименее кочевых в прошлом областях южной части Казахстана.
Что касается западных демократий, то их поддержка революции, если она станет демократической, очень вероятна, а вот ее инспирирование сейчас неправдоподобно, кроме одного варианта — если США в своем противостоянии с Китаем и Россией убедили самого Токаева или иных властных людей Казахстана переориентироваться на Запад. Западное финансовое и экономическое влияние в Казахстане сейчас существенно выше, чем в России, его элита очень вестернизирована. Так что такой вариант не буду вовсе исключать.
Но выводы делать пока совершенно преждевременно. Пока на улицах стрельба, братание солдат с народом, пока горят здания городских управ и прокуратуры, маятник может качнуться куда угодно.
Андрей Зубов, «Фейсбук»